Поворотный круг Fleischmann 6152 & RocRail

Вопросы и ответы связанные с цифровым управлением, аналоговой автоматикой и их элементами
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
LABA
Сообщения: 1616
Зарегистрирован: Пт мар 20, 2009 9:25 pm
Откуда: Питер
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 7 раз
Контактная информация:

Поворотный круг Fleischmann 6152 & RocRail

#1 Непрочитанное сообщение LABA »

Попал ко мне в руки круг 6152 от Fleischmann.
Хобби 022.JPG
Собственно меня попросили модернизировать его, чтобы им можно было управлять из-под RocRail. Круг сам по себе достаточно известный, на форуме очень много о нём писалось. Лично мне понравилось как реализовано позиционирование круга. Почитав инфу на сайте RocRail, а также известный многим сайт Пако, я понял, что реализовать управление можно и делается это достаточно просто. Итак что же для этого понадобится?
Во-первых, цифровая командная станция, которая умеет работать с RocRail и имеет(желательно) ту или иную шину обратной связи. Если имеющаяся в наличии КС не имеет шины обратной связи, то эту шину придётся реализовывать отдельно, на другом "железе".
Во-вторых, аксессуарный декодер и переключающее реле на 12-16 вольт. Далее надо выбрать, что будет использоваться в качестве позиционных датчиков(я лично выбрал датчики Холла).
Начинаем разбирать круг. Для начала снимем подряд небольшую часть сегментов(штук 7-8), чтобы иметь возможность снять мост. Сегменты снимаются достаточно просто, надо нажать на защёлку и потянуть сегмент вверх(пока они новые, то вытаскиваются с трудом).
Хобби 027.JPG
После этого снимаем накладку над осью моста
Хобби 026.JPG
под которой будет фиксирующая разрезная шайба.
Хобби 024.JPG
Извлекаем шайбу, снимаем мост с оси и откладываем его пока в сторону.
Внимательно осмотрев всё это хозяйство, я пришёл к выводу, что для датчиков положения, удобнее всего, подойдут датчики Холла, т.к. они занимают мало места и в конструкции круга не требуется больших изменений. Я применил датчики Холла TLE4905. При использовании этих датчиков, надо учитывать, что эти они однополярные, т.е. срабатывают только от одного полюса магнита.
Для установки датчиков, я сделал два отверстия диаметром около 1 мм, под боковые выводы датчика.
Хобби 004.JPG
Хобби 005.JPG
Дальше сгибаем выводы датчика
Хобби 009.JPG
и вставляем его выводы в отверстия сегмента.
Хобби 010.JPG
Фиксируем датчик при помощи суперклея, стараясь при этом расположить его точно по центру сегмента.
Хобби 012.JPG
При подключении датчика применяется минимальная обвязка,

Изображение
которую можно собрать на куске макетной платы, либо сделать плату самому по ЛУТ технологии.
Припаиваем выводы датчиков к этим платам, а от плат пускаем провода для подключения к модулям обратной связи.
Хобби 013.JPG
После того, как все необходимые сегменты оснащены датчиками, можно их установить на место.
Хобби 018.JPG
Хобби 023.JPG
Не устанавливаем только те 7-8 штук, которые снимались самыми первыми.

Пока все, продолжение следует...........

Аватара пользователя
LABA
Сообщения: 1616
Зарегистрирован: Пт мар 20, 2009 9:25 pm
Откуда: Питер
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 7 раз
Контактная информация:

Re: Поворотный круг Fleischmann 6152 & RocRail

#2 Непрочитанное сообщение LABA »

Продолжим....
Вернёмся к отложенному в сторону мосту. С одной стороны у него расположена шестерня привода поворота моста, там приделать магниты, для взаимодействия с датчиками Холла, не получится, а вот с другой стороны это сделать очень даже возможно. Сначала я поставил один магнит посередине торцевой части моста,
Хобби 019.JPG
но в ходе испытаний выяснилось, что импульс от датчика приходит в тот момент, когда мост уже находится на нужной позиции, программа выключает реле, управляющее вращением круга, но мост поворачивается ещё на 7,5 градусов, в силу особенностей механизма позиционирования. Поэтому я решил поставить ещё два магнита по бокам от среднего. Почему два? Потому что круг может подходить к нужной позиции с двух сторон, в зависимости от направления вращения. Теперь вся система работает так: крайние магниты создают импульсы, которые используются для остановки круга в нужной позиции, а средний магнит создаёт импульс, который показывает, на какой именно позиции, в данный момент, находится круг, в состоянии покоя.
Всё, собственно можно ставить мост на место и приступать к подключению круга к компьютеру.
Да, если кто не знает, то со стороны будки, под мостом, есть рычажок,
Хобби 028.JPG
нажав на который, можно вращать мост вручную. Используем его для установки моста на позицию.
Для подключения моста, я использую командную станция, сделанную на основе проекта OpenDCC, которая имеет шину обратной связи S-88. К этой шине цепляется модуль обратной связи S-88 от BLO, а уже к модулю, подключаются провода от датчиков Холла. Эти модули удобны тем, что у них есть разъёмы, специально предназначенные для подключения таких датчиков. С обратной связью кажется всё. Теперь перейдём к подключению привода круга.
Тут всё тоже достаточно просто. Идём по ссылке http://usuaris.tinet.cat/fmco/turntable_en.html и находим там следующую картинку:
tt_mot.jpg
tt_mot.jpg (16.11 КБ) 3751 просмотр
Изучив её, становится ясно, что для подключения круга, нам не надо производить никаких лишних изменений в его штатной проводке. Ещё потребуется аксессуарный декодер(я использую декодеры ORA от BLO) и одно реле(можно взять автомобильное на 12 вольт).
В декодере нам потребуются два его выхода. Порты выходов должны работать в режиме переключения, т.е. работать они должны постоянно, а не импульсно (это очень важный момент). На один из портов первого выхода, подключается обмотка реле, которое будет управлять вращением круга. На второй выход цепляется адаптер, для управления сменой направления вращения моторного привода. Схем адаптером в сети масса. Вот некоторые из них:
http://forum.modelldepo.ru/attachment.p ... 1380539083
http://usuaris.tinet.cat/fmco/download/ ... manual.pdf
http://www.dccwiki.ru/html/dok05/fig21.jpg
http://wiki.rocrail.net/lib/exe/fetch.p ... matics.pdf
Собственно это всё производные одной и той же схемы, с небольшими вариациями.
Вообще суть адаптера заключается в том, что он меняет полярность на своём выходе, в зависимости от того, какой из его входов, является активным, в данный момент времени. Таким образом, управляя портами второго выхода декодера, мы меняем полярность на выходе адаптера, а следовательно, можем изменять направление вращения двигателя, в приводе поворотного круга. Вообще вместо адаптера можно подключить и обычное реле, с двумя переключающимися контактами. ИМХОНо это только усложнит схему подключения.
Итак, все подключения выполнены, надо подключать станцию к компу и настраивать саму программу для работы с кругом.

Продолжение следует.......

Аватара пользователя
LABA
Сообщения: 1616
Зарегистрирован: Пт мар 20, 2009 9:25 pm
Откуда: Питер
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 7 раз
Контактная информация:

Re: Поворотный круг Fleischmann 6152 & RocRail

#3 Непрочитанное сообщение LABA »

Теперь, что касается самой программы. Я не ставлю здесь перед собой задачи, рассказать весь процесс настройки управления кругом из-под RocRail. Если будет интересно, то я раскрою это в соответствующей теме, но позднее.
Рассмотрим только самые основные моменты.
Итак, будем считать, что мы умеем запускать программу, подключать и настраивать КС для работы с ней, а также создавать план пути. Следовательно, запустив программу мы увидим некий план пути, который содержит такой объект, как поворотный круг,
2013-10-05_144222.png
2013-10-05_144222.png (8.57 КБ) 3750 просмотров
вот его мы и будем связывать с настоящим поворотным кругом.
Предварительно на плане должны быть расставлены позиционные датчики и их адреса должны быть настроены, в соответствии с тем, как они подключены к модулю обратной связи. Жмём правой кнопкой на поворотном круге и выбираем пункт Свойства. Откроется диалог настройки поворотного круга, на вкладке Общие. Тут особо нечего менять и поэтому переходим сразу на вкладку Интерфейс.
2013-10-05_144134.png
Я цифрами указал те параметры, которые понадобится поменять для настройки управления кругом.
Пройдёмся по порядку:
1. Если к ПК у нас подключена только одна КС, то здесь можно ничего не прописывать, в противном случае, тут надо указать ID той цифровой системы, которая будет управлять нашим кругом.
2. Некоторые цифровые системы имеют раздельные шины управления теми или иными устройствами(например Selectrix). Для них здесь надо прописать ID шины управления. Те же системы, которые в основном распространены у нас, не имеют таких раздельных шин, поэтому тут тоже ничего не пишем.
3. Здесь прописывается аксессуарный адрес (FADA), к которому у нас подключена обмотка реле.
4. Здесь прописывается аксессуарный адрес (FADA), к которому подключен моторный адаптер.
5. Выбирается тип управления поворотным кругом, в нашем случае это управление, при помощи аксессуарного декодера, поэтому выбираем accdec.
6. Если возникает необходимость инвертировать стрелочные команды, то это можно сделать, поставив тут галочку.
7. Логика программы устроена таким образом, что круг всегда идёт до требуемой позиции по кратчайшему пути. Если направление вращения круга не совпадает с требуемым, то поставив тут галочку, можно изменить направление вращения, не производя изменений в подключении самого круга(полезная фича).
8. Тут выбирается используемый цифровой протокол.
9. Тут прописываются датчики событий, установленные на мосту. Датчики 1 и 2 - ENTER и IN(порядок не имеет значения), датчики 3 и 4 - pre2in(опционально), для прямого и обратного направления движения.
Далее переходим на вкладку Пути.
2013-10-05_144315.png
При помощи кнопки Добавить, составляем список всех путей, подходящих к кругу.
В дальнейшем выбрав путь из списка, его можно либо удалить, либо отредактировать, используя соответствующие кнопки.
2013-10-05_145402.png
При нажатии кнопки Добавить, открывается диалог добавления пути.
2013-10-05_162832.png
Здесь необходимо прописать номер пути. Остановлюсь немного подробнее на этом. По-умолчанию программа считает, что поворотный круг имеет 48 позиций, от 0 до 47. Если представить круг как циферблат часов, то позиции будут считаться против часовой стрелки, при это нулевая позиции, будет располагаться на 15 часов. Фляйшмановский круг относится как раз к такому типу кругов, у которого именно 48 положений, с разницей 7,5 градусов между ними. Поэтому просто выбираем требуемый путь.
Следующие настройки, в нашем случае, не имеют никакого значения.
В поле Описание, можно при желании, добавить информацию о том, что это за путь.
В поле Идентификатор блока, из списка выбираем название блока на плане, которому соответствует этот путь. Это необязательно, но в дальнейшем может вполне пригодится при работе в автоматическом режиме.
И последний важный параметр, это позиционный датчик. Здесь выбираем из списка датчик, который соответствует данному пути.
Вот собственно и всё, что касается основных настроек программы. Теперь при подаче команды, круг должен переходить к указанному номеру пути. Кино, как обычно, будет позднее.
Далее буду разбираться, как лучше сделать коммутацию сигнала DCC, подаваемого на рельсы моста. Понятно, что нужен будет модуль разворотной петли, но там ещё надо разобраться со встроенным реле коммутации огрызков пути на мосту.

yrij_063
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Пт окт 08, 2010 10:57 am
Имя: Юрий
Откуда: Самара 063
Контактная информация:

Re: Поворотный круг Fleischmann 6152 & RocRail

#4 Непрочитанное сообщение yrij_063 »

Лёш а почему ты не пошел по пути реализации декодра поворотного круга от Пако ?
и в рокрейле есть алгоритм управления этим устройством.
Я себе такой сделал- он при развороте на 180 град меняет полярность на рельсах. Правда у меня на 24 трека ТТ-й круг от Роко но он аналог фляйшмановского.
Алгоритм управления- Märklin turntable decoder 7686...
Аналогичный релизовал Лифтинский, на нем же есть вариант управления в рокрейле..

Аватара пользователя
LABA
Сообщения: 1616
Зарегистрирован: Пт мар 20, 2009 9:25 pm
Откуда: Питер
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 7 раз
Контактная информация:

Re: Поворотный круг Fleischmann 6152 & RocRail

#5 Непрочитанное сообщение LABA »

yrij_063 писал(а):Лёш а почему ты не пошел по пути реализации декодера поворотного круга от Пако ?
Потому что такой декодер надо было собирать. А аксессуарник и реле у меня валялись под рукой.

Аватара пользователя
LABA
Сообщения: 1616
Зарегистрирован: Пт мар 20, 2009 9:25 pm
Откуда: Питер
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 7 раз
Контактная информация:

Re: Поворотный круг Fleischmann 6152 & RocRail

#6 Непрочитанное сообщение LABA »

В продолжении темы.........
По ходу дела понял, что для нормальной работы с локомотивом на поворотном мосту надо иметь два изолированных участка пути, равной длины(в принципе тоже самое написано и на сайте RocRail). Один из участков будет вызывать событие ENTER, а вызов события IN будет происходить только при активности обоих датчиков, такую логику надо будет настроить в самой программе, при помощи действий. Т.к. разрез находится на середине моста, сработка обоих датчиков будет происходить когда лок уже почти полностью заехал на мост(конечно всё ещё зависит от длинны лока). Из всего вышесказанного следует, что для питания путей на мосту требуется не два, а три провода. Но плата с контактными дорожками имеет только пять дорожек, из которых три уходит под управление. Для исправления этой ситуации решил переделать управление, чтобы кругом можно было управлять при помощи обычного локомотивного декодера. При таком варианте для управления требуется всего два провода, а оставшиеся три пойдут на питание рельсов моста. Вообщем всё убралось достаточно компактно, единственно что пришлось сделать это выпаять реле, вместо него впаять пару перемычек, разделить общий провод мотора и соленоида и добавить регулятор напряжения для него, т.к. при питании напрямую от декодера, когда круг долго крутится, солениод ощутимо греется. Подключение простое, один из функциональных выходов подключаем для управления защёлкой, ну и подключаем питание декодера и мотор. Можно ещё сделать свет к каморке.
Собственно всё видно на картинках. Какой именно рельс резать, значения особого не имеет, просто придётся перемычки вместо реле расположить по-другому. В моём случае я пилил рельс со стороны будки. Очень важно не забыть соединить отрезанный кусок рельса с крайним коротким рельсом, иначе на этом длинном куске не будет питания. При желании можно и звуковой декодер поставить и залить в него звук подходящий, только я не знаю какой.
000_0203.JPG
000_0204.JPG
000_0205.JPG
000_0206.JPG
000_0207.JPG
000_0208.JPG
000_0209.JPG
Картинка с настройками для работы с локомотивным декодером:
2013-10-28_185109.png

Ответить

Вернуться в «Цифровое управление, Аналоговая автоматика и их элементы»