Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2640
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 95 раз
- Поблагодарили: 296 раз
Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...
Лежат у меня с давних времен две старопиковские модели BR120. По нынешним меркам - модели безнадежно устаревшие. Напряжение трогания - 5-6 вольт, напряжение минимальной стабильной скорости - около 5 В. При движении модель шумит, раскачивается... На фоне этих громких звуков теряет смысл любая попытка оцифровать или озвучить этот старенький локомотив. Тяга в принципе неплохая, но контраст с "шелковым" ходом новой рокомашки столь разительный, что использовать тепловоз для покатушек просто не хочется. А выбросить - жалко, особенно если вспомнишь, сколько души и надежд вложил, когда покупал эти модельки 35-40 лет назад в ДЛТ... А если еще и кузов BR120 был неплохо перекрашен в наш М62, то модель становится еще более ценной. Продать - не продашь, хранить без дела надоело, выбросить нельзя, - что же делать ? И у меня созрел план...
Решил модернизировать ходовку. Основные пункты технического задания были такими:
- Использовать по максимуму имеющиеся штатные элементы конструкции: тележки, карданы, стаканы карданов.
- Заменить маленький и малоэффективный шататный двигатель с открытой магнитной системой и 3-полюсным ротором на более современный 5-полюсный (и более крупный) двигатель Mashima.
- Добавить в систему маховик.
- Наклонную установку карданов исключить в принципе (чтобы не добавлять никаких перекосов в их работу).
- Из-за маленького топливного бака невозможно поставить крупный двигатель по центру модели и низко (с учетом предыдущего условия), отсюда вытекает необходимость поднимать двигатель выше, оставляя под ним место для горизонтальных карданов.
- Монтаж нового двигателя выполнить на специально разработанном металлическом кронштейне (никаких соплей из пластилина, жести, ниток, и прочих подручных материалов).
- Поскольку штатный балласт (крупная силуминовая отливка) адаптирован под штатный двигатель, и никак не совместим с новой механикой, то отливку приходится почти полностью упразднить. Вместо него на раму монтируется новый "кессон": коробчатая герметичная конструкция из травленки, имеющая максимально возможный объем и наполняемая позже свинцовой дробью с клеем ПВА (для балластировки). Кессон имеет нишу для размещения двигателя и маховика, и направляющие для монтажа кронштейна с двигателем и шестернями.
- Поскольку в связи с новой компоновкой трансмиссии приходится добавлять шестерни, то я сразу задался целью использовать в конструкции только шестерни с наклонным зубом. Подробнее об этих исследованиях я писал тут.
- Обновленная ходовка должна предусматривать место для декодера и динамика, а также каналы для беспрепятственной прокладки проводов внутри корпуса модели.
- Конструкция должна допускать беспроблемную установку головного света и буферных фонарей (хоть со штатными световодами, хоть с индивидуальными светодиодами в каждом.
- Конструкция не должна "колоть глаз" своим видом сквозь боковые окна машинного отделения. На роковской машке это сделано изящно - аж завидно...
Замысел был начерчен в трехмерном Турбокаде (мой первый проект, с начала и до конца выполненный в трехмерке ! Я столько лет чертил обычные три проекции в 2-D, что уже сам себе казался динозавром...). Результатом стала протравленная пластина латуни (травленку заказывал в Чехии на специализированной фирме).
Продолжение следует...
Решил модернизировать ходовку. Основные пункты технического задания были такими:
- Использовать по максимуму имеющиеся штатные элементы конструкции: тележки, карданы, стаканы карданов.
- Заменить маленький и малоэффективный шататный двигатель с открытой магнитной системой и 3-полюсным ротором на более современный 5-полюсный (и более крупный) двигатель Mashima.
- Добавить в систему маховик.
- Наклонную установку карданов исключить в принципе (чтобы не добавлять никаких перекосов в их работу).
- Из-за маленького топливного бака невозможно поставить крупный двигатель по центру модели и низко (с учетом предыдущего условия), отсюда вытекает необходимость поднимать двигатель выше, оставляя под ним место для горизонтальных карданов.
- Монтаж нового двигателя выполнить на специально разработанном металлическом кронштейне (никаких соплей из пластилина, жести, ниток, и прочих подручных материалов).
- Поскольку штатный балласт (крупная силуминовая отливка) адаптирован под штатный двигатель, и никак не совместим с новой механикой, то отливку приходится почти полностью упразднить. Вместо него на раму монтируется новый "кессон": коробчатая герметичная конструкция из травленки, имеющая максимально возможный объем и наполняемая позже свинцовой дробью с клеем ПВА (для балластировки). Кессон имеет нишу для размещения двигателя и маховика, и направляющие для монтажа кронштейна с двигателем и шестернями.
- Поскольку в связи с новой компоновкой трансмиссии приходится добавлять шестерни, то я сразу задался целью использовать в конструкции только шестерни с наклонным зубом. Подробнее об этих исследованиях я писал тут.
- Обновленная ходовка должна предусматривать место для декодера и динамика, а также каналы для беспрепятственной прокладки проводов внутри корпуса модели.
- Конструкция должна допускать беспроблемную установку головного света и буферных фонарей (хоть со штатными световодами, хоть с индивидуальными светодиодами в каждом.
- Конструкция не должна "колоть глаз" своим видом сквозь боковые окна машинного отделения. На роковской машке это сделано изящно - аж завидно...
Замысел был начерчен в трехмерном Турбокаде (мой первый проект, с начала и до конца выполненный в трехмерке ! Я столько лет чертил обычные три проекции в 2-D, что уже сам себе казался динозавром...). Результатом стала протравленная пластина латуни (травленку заказывал в Чехии на специализированной фирме).
Продолжение следует...
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2640
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 95 раз
- Поблагодарили: 296 раз
Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...
Лишние подробности опускаю, скажу лишь, что кессон собирается на деревянной пластине (для соблюдения плоскостности), будучи временно прикрученным шурупами за нижнюю пластину.
Никаких особых требований к пайке не предъявляется. Следы пайки можно оставлять "как есть", но я всегда предпочитаю зачищать места пайки начисто.
- Вложения
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2640
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 95 раз
- Поблагодарили: 296 раз
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2640
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 95 раз
- Поблагодарили: 296 раз
Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...
Впереди - сборка электронной части и ходовые испытания. Буду информировать о результатах. Спасибо за внимание...
- S.T.A.L.K.E.R.
- Сообщения: 1587
- Зарегистрирован: Пн авг 24, 2009 10:32 pm
- Откуда: Лангепас
- Благодарил (а): 53 раза
- Поблагодарили: 3 раза
Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...
Эдуард, как всегда, супер! У Вас все очень технологично. С нетерпением жду продолжения!
С уважением, Иван!
-
- Сообщения: 3842
- Зарегистрирован: Сб ноя 06, 2010 12:53 pm
- Благодарил (а): 1396 раз
- Поблагодарили: 813 раз
Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...
Эдуард, отлично получается - есть чему нам учиться!
Хотел спросить, а напряжение подавать пробовали - как ведут себя старые карданы и шестерни в телегах, есть ли шум?
С уважением,
Иван
Хотел спросить, а напряжение подавать пробовали - как ведут себя старые карданы и шестерни в телегах, есть ли шум?
С уважением,
Иван
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2640
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 95 раз
- Поблагодарили: 296 раз
Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...
На весу и в холостом режиме - пробовал. Но шасси лежало вверх колесами. Шума явно меньше, если сравнивать со штатной ходовой. Если говорить точнее, то изменился СПЕКТР шума. Исчез рокот трехполюсного мотора. Стало глуше бренчание карданов. Видимо, из-за плотного прилегания кессона к раме и наличия туннелей карданов, звук бренчания не так легко выходит из корпуса наружу.
Но вносил искажения тот факт, что тележки болтались в воздухе вверх ногами. Звук воспринимается недостоверно. Достоверно можно будет сказать после испытания на рельсах, при надетом кузове.
Я отдаю себе отчёт, что достичь уровня бесшумности рокомашки мне не удастся. Ведь начинка тележек и карданы остаются прежние. Правда, следующим этапом я планирую доработку и самих тележек, и доработку колёсных пар.
Для сравнения шумности я веду видеосьемку со звуком каждого этапа. Буду выкладывать сравнительные результаты испытаний, и звукозаписи со спектрограммой.
Но вносил искажения тот факт, что тележки болтались в воздухе вверх ногами. Звук воспринимается недостоверно. Достоверно можно будет сказать после испытания на рельсах, при надетом кузове.
Я отдаю себе отчёт, что достичь уровня бесшумности рокомашки мне не удастся. Ведь начинка тележек и карданы остаются прежние. Правда, следующим этапом я планирую доработку и самих тележек, и доработку колёсных пар.
Для сравнения шумности я веду видеосьемку со звуком каждого этапа. Буду выкладывать сравнительные результаты испытаний, и звукозаписи со спектрограммой.
- Василий
- Модератор
- Сообщения: 9436
- Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 9:03 am
- Имя: Василий Васильчиков
- Откуда: Северо-западное Болото
- Благодарил (а): 341 раз
- Поблагодарили: 454 раза
- Контактная информация:
Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...
Надеюсь это была шутка?Ершов Эдуард писал(а):Буду выкладывать сравнительные результаты испытаний, и звукозаписи со спектрограммой.
In der Grosse Familie nicht der клювом клац-клац!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2640
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 95 раз
- Поблагодарили: 296 раз
Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...
Не обязательно шутка. В аудиоредакторе можно вырезать фрагмент, и проанализировать спектр. Это, конечно, может оказаться излишним.
Но иногда может оказаться и полезным: чтобы узнать, какой именно компонент вносит тот или иной шум. Например, 3-полюсный двигатель при вращении с частотой 100 об/сек дает на спектре хорошо видимые гармоники 300 и 600 Гц. Заменяешь двигатель на 5-полюсный, - гармоники теоретически должны просто перенестись в область 500 и 1000 Гц, а на практике - они не просто переносятся, а сильно понижаются в амплитуде. На этом и основано улучшение работы с 5-полюсным двигателем.
Но иногда может оказаться и полезным: чтобы узнать, какой именно компонент вносит тот или иной шум. Например, 3-полюсный двигатель при вращении с частотой 100 об/сек дает на спектре хорошо видимые гармоники 300 и 600 Гц. Заменяешь двигатель на 5-полюсный, - гармоники теоретически должны просто перенестись в область 500 и 1000 Гц, а на практике - они не просто переносятся, а сильно понижаются в амплитуде. На этом и основано улучшение работы с 5-полюсным двигателем.
- Akitchi
- Сообщения: 1244
- Зарегистрирован: Вт дек 03, 2013 8:39 pm
- Имя: Сергей
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 6 раз
- Контактная информация:
Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...
Очень интересная и своевременная статья. Спасибо! У самого лежит br120 и руки чешутся заменить в нем двигатель и оцифровать. Правда в качестве двигателя буду использовать двухвальный ДПМ20, и карданы будут под наклоном...