Модель тепловоза Гаккеля Гэ1 (Щ-эл-1).
- Allexandros
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: Пт июл 08, 2016 11:57 pm
- Имя: Александр
Модель тепловоза Гаккеля Гэ1 (Щ-эл-1).
С этим интересным тепловозом- первым не только в СССР, но и в мире- я знаком достаточно давно, после статьи в "Моделисте-конструкторе". Ещё тогда он заинтересовал меня: тем, что ещё в 1924-м году построили тепловоз, так похожий на современные, а также тем, что у него огромное количество колёс.
Вообще, должен пояснить, что стендовым моделизмом я занимаюсь довольно давно. Основная моя тема- самолёты, немного побаловался танками и автомобилями, сейчас делаю корабль, а железную дорогу рассматривал как отдых: ничего своими руками делать не собирался, только покупать и запускать. Но когда год назад увидел в Питере Гэ1 живьём (тут ещё примешались впечатления от Грандмакета), решил- надо делать модель!
Вообще, должен пояснить, что стендовым моделизмом я занимаюсь довольно давно. Основная моя тема- самолёты, немного побаловался танками и автомобилями, сейчас делаю корабль, а железную дорогу рассматривал как отдых: ничего своими руками делать не собирался, только покупать и запускать. Но когда год назад увидел в Питере Гэ1 живьём (тут ещё примешались впечатления от Грандмакета), решил- надо делать модель!
-
- Сообщения: 1682
- Зарегистрирован: Ср окт 06, 2010 12:11 am
- Имя: Александр
- Откуда: Мск
- Благодарил (а): 30 раз
- Поблагодарили: 18 раз
- Контактная информация:
Re: Модель тепловоза Гаккеля Гэ1 (Щ-эл-1).
Поищите по форуму
тут ещё двое делают этого монстра
Один начал с ходовки, другой с кузова
тут ещё двое делают этого монстра
Один начал с ходовки, другой с кузова
Русскому человеку автоматика не помеха!
- Allexandros
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: Пт июл 08, 2016 11:57 pm
- Имя: Александр
Re: Модель тепловоза Гаккеля Гэ1 (Щ-эл-1).
Много приходилось слышать, что чертёж этого локомотива в М-К кривоват, в чём я и убедился, когда стал готовиться к работе. Мало того,
что его надо переводить в масштаб H0 (в журнале он, по моему, в 100-м), так ещё размеры некоторых элементов в разных проекциях не
совпадают. В результате я нарисовал собственный чертёж в натуральную величину (в Н0, т.е.), взяв за основу основные размеры из М-К и
сделанные мной фотографии прототипа. Кстати, реальный масштаб получился не 1:87, а примерно 1:92-1:93. Возможно, эта путаница связана
с тем, что у нас колея шире, чем у европейцев. В качестве отправных точек для пересчёта размеров я взял ширину вагонов и локомотивов
(я имею в виду модели) а также их высоту.
В выборе донора для обмоторивания модели мне не иначе как Провидение помогло. Не зная, какой локомотив выбрать и не имея на руках
образцов для обмера, я выбрал чуть ли не первый попавшийся (брал б/у модели по объявлению)- и сразу же попал в точку! Каково было моё
удивление, когда обмер показал, что межосевое расстояние в точности соответствует нужному и ничего переделывать не надо. Итак-
донором, а точнее, донорами, выступили два Лимовских BR-215. У каждого из них одна тележка моторная, другая- холостая. У моего- обе
моторные. Надо пояснить, что у BR-215 тележки двухосные, но между ними предусмотрено посадочное место под третью ось, возможно, эти
же агрегаты используются и для какого-то другого локомотива. Раму изготовил самостоятельно: на работе волялась какая то коробчатая
конструкция из 1мм стали, она пошла на уголки и полоски, пол в центральной части из 2мм стали. Способ крепления тележек к корпусу
пришлось придумывать заново, т.к. в оригинале они закреплялись при помощи декоративного обвеса, который мне использовать было нельзя.
Средняя тележка безмоторная, изготовлена полностью с нуля. Реально локомотив опирается только на 4 оси, они же- ведущие. Все остальные
оси- холостые, ненагруженные. Вопрос прохождения кривых решил таким способом: крайние тележки поворачиваются вокруг своей оси- как и
у всех двухтележечных локомотивов и вагонов, а средняя- кроме того, что поворачивается, может ещё и смещаться вправо-влево. Несмотря
на свою кажущуюся громоздкость, модель довольно легко проходит кривые, я так подозреваю, самого малого радиуса. Но проблемы подкрались
с самой неожиданной стороны. Если на настоящем локомотиве бегунковые оси служат для лучшего вписывания в кривые, то на моей модели они,
наоборот, мешают, и постоянно выскакивают из колеи в поворотах (правда, при выходе на прямую сами становятся назад). Это происходит
потому, что тележка центрируется в колее по двум ведущим осям, находящимся на равном расстоянии от центра, а бегунковая ось, вынесенная
вперёд и ненагруженная, оказывается за пределами радиуса кривой. Правда, после того, как я припаял к моторам более длинные провода,
тележки при повороте испытывают меньшее сопротивление и проблема, вроде как устранилась (пока не ясно, покажут более длительные
испытания).
что его надо переводить в масштаб H0 (в журнале он, по моему, в 100-м), так ещё размеры некоторых элементов в разных проекциях не
совпадают. В результате я нарисовал собственный чертёж в натуральную величину (в Н0, т.е.), взяв за основу основные размеры из М-К и
сделанные мной фотографии прототипа. Кстати, реальный масштаб получился не 1:87, а примерно 1:92-1:93. Возможно, эта путаница связана
с тем, что у нас колея шире, чем у европейцев. В качестве отправных точек для пересчёта размеров я взял ширину вагонов и локомотивов
(я имею в виду модели) а также их высоту.
В выборе донора для обмоторивания модели мне не иначе как Провидение помогло. Не зная, какой локомотив выбрать и не имея на руках
образцов для обмера, я выбрал чуть ли не первый попавшийся (брал б/у модели по объявлению)- и сразу же попал в точку! Каково было моё
удивление, когда обмер показал, что межосевое расстояние в точности соответствует нужному и ничего переделывать не надо. Итак-
донором, а точнее, донорами, выступили два Лимовских BR-215. У каждого из них одна тележка моторная, другая- холостая. У моего- обе
моторные. Надо пояснить, что у BR-215 тележки двухосные, но между ними предусмотрено посадочное место под третью ось, возможно, эти
же агрегаты используются и для какого-то другого локомотива. Раму изготовил самостоятельно: на работе волялась какая то коробчатая
конструкция из 1мм стали, она пошла на уголки и полоски, пол в центральной части из 2мм стали. Способ крепления тележек к корпусу
пришлось придумывать заново, т.к. в оригинале они закреплялись при помощи декоративного обвеса, который мне использовать было нельзя.
Средняя тележка безмоторная, изготовлена полностью с нуля. Реально локомотив опирается только на 4 оси, они же- ведущие. Все остальные
оси- холостые, ненагруженные. Вопрос прохождения кривых решил таким способом: крайние тележки поворачиваются вокруг своей оси- как и
у всех двухтележечных локомотивов и вагонов, а средняя- кроме того, что поворачивается, может ещё и смещаться вправо-влево. Несмотря
на свою кажущуюся громоздкость, модель довольно легко проходит кривые, я так подозреваю, самого малого радиуса. Но проблемы подкрались
с самой неожиданной стороны. Если на настоящем локомотиве бегунковые оси служат для лучшего вписывания в кривые, то на моей модели они,
наоборот, мешают, и постоянно выскакивают из колеи в поворотах (правда, при выходе на прямую сами становятся назад). Это происходит
потому, что тележка центрируется в колее по двум ведущим осям, находящимся на равном расстоянии от центра, а бегунковая ось, вынесенная
вперёд и ненагруженная, оказывается за пределами радиуса кривой. Правда, после того, как я припаял к моторам более длинные провода,
тележки при повороте испытывают меньшее сопротивление и проблема, вроде как устранилась (пока не ясно, покажут более длительные
испытания).
Re: Модель тепловоза Гаккеля Гэ1 (Щ-эл-1).
Не был этот тепловоз первым в мире никогда.
Это первый магистральный тепловоз советской постройки - так будет правильно.
Это первый магистральный тепловоз советской постройки - так будет правильно.
- Allexandros
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: Пт июл 08, 2016 11:57 pm
- Имя: Александр
Re: Модель тепловоза Гаккеля Гэ1 (Щ-эл-1).
Локомотив довольно шустрый, бодро таскает все мои 13 вагонов. В качестве дополнительной нагрузки подцеплял ещё безмоторный паровоз
(у него достаточно большое сопротивление качению), и с ним скорость не падала. А без вагонов- вообще носится, как угорелый- как по
мне, лучше бы редукторы давали меньшую скорость, но большую силу тяги. Кстати, о тяге: моя мечта, чтобы этот локомотив мог тянуть как
можно больше вагонов, хотелось бы штук 40, это бы соответствовало исторической грузоподъёмности Гэ1. Пока не имею возможности проверить,
сколько реально он потянет- нет у меня такого количества вагонов. Есть у меня даже мысль: если он не справится с желаемым количеством,
то можно добавить в поезд несколько вагонов-обманок с моторами внутри.
Забыл упомянуть ещё одного донора: нерабочий Пиковский паровоз BR-55 пошёл на сцепки и бегунковые пары (колёса от тендера).
На данный момент модель у меня в самом простом аналоговом варианте: только моторы. В идеале хотелось бы оцифровать её, сделать звук,
свет (если возможно сделать свет в фарах на поручнях) и дымогенератор с наддувом и завихрителем. Ну и, естественно, в планах сделать
нормальный корпус (пластик, жесть, фольга) с деталировкой. Хотелось бы заменить бегунковые пары на более реалистичные, а в идеале- и
основные пары, если будет возможность заменить ведущие с шестернями.
(у него достаточно большое сопротивление качению), и с ним скорость не падала. А без вагонов- вообще носится, как угорелый- как по
мне, лучше бы редукторы давали меньшую скорость, но большую силу тяги. Кстати, о тяге: моя мечта, чтобы этот локомотив мог тянуть как
можно больше вагонов, хотелось бы штук 40, это бы соответствовало исторической грузоподъёмности Гэ1. Пока не имею возможности проверить,
сколько реально он потянет- нет у меня такого количества вагонов. Есть у меня даже мысль: если он не справится с желаемым количеством,
то можно добавить в поезд несколько вагонов-обманок с моторами внутри.
Забыл упомянуть ещё одного донора: нерабочий Пиковский паровоз BR-55 пошёл на сцепки и бегунковые пары (колёса от тендера).
На данный момент модель у меня в самом простом аналоговом варианте: только моторы. В идеале хотелось бы оцифровать её, сделать звук,
свет (если возможно сделать свет в фарах на поручнях) и дымогенератор с наддувом и завихрителем. Ну и, естественно, в планах сделать
нормальный корпус (пластик, жесть, фольга) с деталировкой. Хотелось бы заменить бегунковые пары на более реалистичные, а в идеале- и
основные пары, если будет возможность заменить ведущие с шестернями.
- Manchteyn-tm
- Сообщения: 3437
- Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
- Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
- Благодарил (а): 148 раз
- Поблагодарили: 339 раз
- Контактная информация:
Re: Модель тепловоза Гаккеля Гэ1 (Щ-эл-1).
Отлично! спасибо за фото и расказ, что до бегунка, то он же имеет возможность смещаться от продольной оси тележки? его можно подпружинить слабой пружинкой или полоской латуни и т.п. пружинящей чтоб он мог перемещаться на неровностях вертикально но был постоянно прижат к рельсам.
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"
- Allexandros
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: Пт июл 08, 2016 11:57 pm
- Имя: Александр
Re: Модель тепловоза Гаккеля Гэ1 (Щ-эл-1).
Нет, бегунковые пары не могут перемещаться относительно продольной оси тележки- она и так максимально обжата по ширине колпар, разве что небольшой люфт есть. По поводу вертикального перемещения бегунков- я пробовал разные варианты: и свободное перемещение вверх-вниз в достаточно широком пределе, и жёстко закреплял в одном положении, ситуацию это принципиально не меняло. А вот перепайка проводов и более лёгкий поворот тележек в гнёздах, похоже, помогли.
Забыл написать про ещё одну особенность локомотива: у Лимовских тележек специфический способ токосъёма- каждая снимает ток только с одного рельса (предняя-с левого, задняя- с правого). Из-за этой особенности он, бывает, останавливается на стрелках. Пиковский локомотив со съёмом тока с обеих сторон эти же стрелки проходит нормально. Поэтому в планах добавить контакты для двухстороннего съёма на каждой тележке.
Ну, и для тех, кто не видел мой пост в основной теме по Гэ1 (Щэл)- корпус и обвес тележек предварительно-экспериментальные, из картона, их задача- оценить общую композицию, разработать способы крепления и заранее выявить ошибки, которые могут возникнуть при изготовлении чистового корпуса. А т.к. корпус экспериментальный- то и с окраской решил пофантазировать.
Забыл написать про ещё одну особенность локомотива: у Лимовских тележек специфический способ токосъёма- каждая снимает ток только с одного рельса (предняя-с левого, задняя- с правого). Из-за этой особенности он, бывает, останавливается на стрелках. Пиковский локомотив со съёмом тока с обеих сторон эти же стрелки проходит нормально. Поэтому в планах добавить контакты для двухстороннего съёма на каждой тележке.
Ну, и для тех, кто не видел мой пост в основной теме по Гэ1 (Щэл)- корпус и обвес тележек предварительно-экспериментальные, из картона, их задача- оценить общую композицию, разработать способы крепления и заранее выявить ошибки, которые могут возникнуть при изготовлении чистового корпуса. А т.к. корпус экспериментальный- то и с окраской решил пофантазировать.
- Elwood
- Сообщения: 1587
- Зарегистрирован: Вт сен 13, 2011 1:02 pm
- Имя: Евгений
- Откуда: Долгопрудный
- Благодарил (а): 470 раз
- Поблагодарили: 199 раз
Re: Модель тепловоза Гаккеля Гэ1 (Щ-эл-1).
Очень интересно получается, подпишусь на тему.
ЖД в советском кино http://tinyurl.com/qyyo35o
- Серокой
- Сообщения: 2316
- Зарегистрирован: Пт сен 23, 2011 5:15 pm
- Имя: Александр
- Откуда: Подольск
- Благодарил (а): 60 раз
- Поблагодарили: 57 раз
Re: Модель тепловоза Гаккеля Гэ1 (Щ-эл-1).
Как говорил почтальон Печкин, разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности, а какой магистральный тепловоз считается первый? Я и впрямь не знаю.Хиви писал(а):Не был этот тепловоз первым в мире никогда.
Это первый магистральный тепловоз советской постройки - так будет правильно.
Re: Модель тепловоза Гаккеля Гэ1 (Щ-эл-1).
Тепловоз швейцарской фирмы Sulzer выпуска 1912 года для Прусских железных дорог.