Проект-макет новичка - требуется трёпка гуру
Re: Проект-макет новичка - требуется трёпка гуру
Потому что качественная укладка путей в плане и профиле требуют опыта и навыков. Флекс, особенно низкопрофильный, довольно сложно положить нормальным образом, особенно в стесненных условиях (малые радиусы, например).YurySchkatula писал(а):Кстати, а почему столь категоричное "нет" флексам у новичка? Хочу понять точку зрения.
У крупных фирм, производящих рельсовый материал, выбор радиусов достаточно широк.Стандартные радиусы ставят в весьма жёсткие рамки
Слезная просьба: приводите, пожалуйста, радиусы в миллиметрах. Потому что система Rx у каждой фирмы своя. У Роко, например, R1 - 256 мм, R2 - 358 мм. А у Пико R1 - это 380 мм. Лично я пользовался рельсами Жуэф старого образца, где R1 - 325 мм, R2 - 385 мм.(по сути, у того же PECO, как я понимаю, на перегонах можно использовать лишь R3 и R4 - остальное можно лишь штучно в переходных кривых, иначе будут проблемы на длинных локах/вагонах, серьёзно вывешивающихся за ось пути и дающих опрокидывающий момент на большой скорости).
По сути, речь идет о плохих, неправильно сконструированных моделях. Независимо от цены, фирмы-производителя и времени выпуска. Значит, придется или отказываться от таких моделей, или дорабатывать их.
Из собственного опыта: шестиосный СС40100 LS Models длиной 254 мм на полном ходу (масштабные 160 км/ч) проходит кривые радиусом 325 (триста двадцать пять) миллиметров. Был выпущен в 2008 году. Четырехосный ВВ67000 от REE 2015 года выпуска проходит 325 мм, но на малом и среднем ходу. А шестиосный СС7100 REE 2016 года - уже только 380 мм минимум, потому что его тележки имеют очень длинную базу, в отличие от СС40100. Очень непростой в плане проходжения кривых Ае 4/7 часто сходил, что было обусловлено крохотным дефектом поверхности, по которой двигалась направляющая тележка и который я не сразу обнаружил, так что радиусы тут оказались ни при чем.
Но. Все вышеперечисленные локомотивы имеют гребни стандарта NEM-312.2, или по-американски RP25-88. И если путь уложен неидеально в плане и профиле, то данные локомотивы уже не пройдут вышеупомянутые радиусы. Под профилем я подразумеваю ровность угкладки рельсов на прямых и превышение наружного рельса в кривых. Этот момент крайне важен для любых радиусов, хотя наиболее актуален как раз для маленьких. Еще важнее - переходы от прямых участков к радиусным именно в профиле: в плане параболические переходы от прямой к кривой имеют больше эстетическое значение.
Что касается вагонов - то самых длинных, 26-метровых, у меня нет, поскольку в "моих" странах не было таких прототипов. но 25-метровики (293 мм в масштабе) бегают даже в таких составах, которые занимают практически весь овал макета, будучи свернутыми в баранку. Зато ездит атомотриса Х 73500 длиной аж 340 мм.
TGV разных лет выпуска, от первого до почти посленего, со своими тележками Якобса тоже бегает свободно и на (почти) полном ходу: масштабные 270 км/ч. Так же, впрочем, как и некоторые большие паровозы: типа BR01 (2-3-1) Trix, 150Y (1-5-0) Piko и 241P (2-4-1) Jouef.
Основной радиус на моем макете - 385 мм. И пришлось не только изначально "вылизывать" укладку отдельных звеньев, но даже пару мест потом переложить, в виду не сразу замеченных неточностей в профиле укладки пути. И проверку укладки я делал на каждом этапе: испытание схемы на подмакетнике с черновым креплением рельсов, балластная призма, прклеивание рельсов, отсыпка и проклейка балласта.
С флексом мне тоже приходилось иметь дело. И естественно, я не противник, а сторонник флексов. Но я еще и сторонник пути Proto, где рельсы прибиваются к деревянным шпалам настоящими костылями, к каждой шпале по три костыля на один рельс, и подкладки под рельс тоже кладутся. Вы представляете, сколько времени и труда уходит на такую укладку, чтобы по ней все поехало? Во столько же раз больше, чем на флекс, во сколько раз на флекс больше, чем на отдельные звенья.
Тест на качество укладки у меня простой. Состав должен проездить по путям полчаса в одну сторону и полчаса в другую на 80% максимальной масштабной скорости прототипа без единого схода.
"Вывешивание" длинного подвижного состава в кривых имеет значение. Но значение чисто эстетическое. А потому столь малые радиусы нужно попросто постараться спрятать, где это возможно.
Ну, конечно, можно и флексы положить с первого раза. Но сколько на это времени уйдет? А если всплывут косяки уже после отсыпки и проклеивания балласта - то надо перекладывать, и перекладывать новый флекс. Просто из-за элементарного отсутствия опыта.Флекс позволяет иметь куда больше радиусов изгиба между теми же границами R3 и R4, подгоняя кривую под условия макета.
Не помните, кто сказал "Скупой платит дважды"?Не говоря уже о том, что можно купить коробку флексов по более приятной цене нежели поштучно.
Дело, конечно, Ваше. Я просто попытался донести свою точку зрения, исходя из задач, поставленных в первом посте. Макет Ваш, и делать Вы его будете по Первому Правилу Железнодорожного Моделизма . И если будете строить с сыном - важна простота конструкции и минимум "настроек", иначе им скучно становится.
Re: Проект-макет новичка - требуется трёпка гуру
По поводу укладки путей в НО и как по ним ездят локомотивы с гребнями колесных пар высотой 0,25 мм (стандарт Proto-87):
- YurySchkatula
- Сообщения: 44
- Зарегистрирован: Пт июл 29, 2016 1:24 am
- Поблагодарили: 8 раз
Re: Проект-макет новичка - требуется трёпка гуру
AlexK, никакие Proto-87 нам не светят в ближайшее десятилетие как минимум - надо иметь титаническое терпение для столь кропотливой укладки. При виде подобного труда и его божественных результатов хочется накрыться тряпочкой и не дыша отползти в тёмный уголок
Отсыпку делать не будем как минимум до полной собрки всех очередей макета, так что переложить флекс проблемой быть не должно. Основные радиусы перегонов от 505 мм до 571,5 мм (как раз R3 и R4 в номенклатуре PECO code 100).
В качестве призмы пока что положим пробку (вот только не уверен пока, какой толщины слой лучше).
Подмакетник - бруски плюс фанера 6мм (спуски-подъёмы, возможно, сделаем 4мм, но это будет видно).
Отсыпку делать не будем как минимум до полной собрки всех очередей макета, так что переложить флекс проблемой быть не должно. Основные радиусы перегонов от 505 мм до 571,5 мм (как раз R3 и R4 в номенклатуре PECO code 100).
В качестве призмы пока что положим пробку (вот только не уверен пока, какой толщины слой лучше).
Подмакетник - бруски плюс фанера 6мм (спуски-подъёмы, возможно, сделаем 4мм, но это будет видно).
Re: Проект-макет новичка - требуется трёпка гуру
А зря. Опять же - ничего военного там нет. Просто терпение и аккуратность. С Анри Сибером я виртуально знаком (регулярно переписываюсь и иногда созваниваюсь), он мне подсказал ряд моментов, после которых такая укладка стала детской игрой.YurySchkatula писал(а):AlexK, никакие Proto-87 нам не светят в ближайшее десятилетие как минимум - надо иметь титаническое терпение для столь кропотливой укладки. При виде подобного труда и его божественных результатов хочется накрыться тряпочкой и не дыша отползти в тёмный уголок
О чем ни разу не читал на отечественных ресурсах, но сам прошелся по грабельному полю, а уж потом вспомнил-таки французский и почитал у них.Отсыпку делать не будем как минимум до полной собрки всех очередей макета, так что переложить флекс проблемой быть не должно.
Я делал в кривых возвышение внешнего рельса над внутренним. У нас этого не делает практически никто. И вот тут возникают грабли! вы сыпете гравий, изображающий балласт. следующий шаг - его проклейка. Клеем ПВА. Токсикоманов-самоубийц, проклеивающих балласт цианоакрилатом, мы оставим в покое. Так вот, пленка клея ПВА при высыхании дает усадку. С отгромным услилием. Которое сминает путь, опирающийся на подложку внутренними концами шпал и на прокладку под внешними концами шпал. И после этого путь становится зачастую кривым настолько, что заметно невооруженным глазом. А сделать достаточно ровную клиновидную подложку под кривую... Конечно, можно, но усилий уйдет едва ли не больше, чем на укладку Proto-пути. Борьба с этим явлением одна: аккуратность и жесткий контроль каждого шага при изготовлении макета.
А вот после отсыпки и проклейки балласта отодрать флекс может стать проблемой, которую сложно исправить. И исправлять надо будет кусок путь длиной не 20-25 см, а сразу 70-90 см. Если Вы, к тому же, используете низкопрофильный флекс code 75, то проблема со смятием пути вылезет еще больше. Да и снятый флекс может так изуродоваться, что повторно положить его уже не получится.
Ууууу!!! По таким радиусам даже кое-что из латуни поедет ... И если какая-то серийка не поедет по этому радиусу - ее надо будет засунуть производителю в анус, причем плашмя. Самое жесткое паспортное требование, которое я встречал у серийных моделей - это 480 мм для CC7100 REE в версии до капремонта, с юбкой. Латунные четырехосные пассажирские вагоны от Lemaco и Lematec ездят по 460 мм со свистом, а уж по 480 и подавно!Основные радиусы перегонов от 505 мм до 571,5 мм (как раз R3 и R4 в номенклатуре PECO code 100).
________________________________
Собственно, по схеме. У Вас получился коврик с рельсами. И вот что я бы сделал. Разложил бы вместе с сыном схему на полу и попробовал бы поиграть. И личноых наблюдений (на истину не претендую) детям больше нравится не маневры месить, а гонять два, максимум три поезда и наблюдать за из пробегами очень долго. А один соседский парнишка, наблюдая за макетом, пытался схватить уходящий в туннель состав с криком "А мне не видно, как он едет!" .
Отличный, многими проверенный материал. Что касается толщины - зависит от того, какую именно балластную призму Вы хотите изобразить.В качестве призмы пока что положим пробку (вот только не уверен пока, какой толщины слой лучше).
И еще один момент. Пробка в форме и по размеру балластной призмы НЕ уменьшит шум, если отсыпать балласт. то есть после укладки путей все станет тихо, а после отсыпки балласта - так же, как если положить рельсы на голую фанеру. Бороться с эти можно так: оклеить пробкой (или похожим материалом) или практически весть подмакетник, или участки значительно шире балластной призмы. Причем надо клеить клеем, который не каменеет, например, обычным моментом или даже специальным латексным клеем для пробки. А уж потом на него наклеивать пробку по размеру балластной призмы, рельсы и отсыпку. И вот тогда будет тихо.
Это как угодно, лишь бы пиломатериалы были изначально сухими, и чтобы климат в помещении сильно не скакал. Иначе поведет.Подмакетник - бруски плюс фанера 6мм (спуски-подъёмы, возможно, сделаем 4мм, но это будет видно).
__________________________
И вот еще важный момент: а тема-то какая? Страна, эпоха? От темы мнооооогое зависит, еще в самом начале... В частности, схема.
Re: Проект-макет новичка - требуется трёпка гуру
Топикстартеру.
Юрий, я очень хочу донести до Вас одну мысль. В железнодорожном моделизме нет вообще ничего сложного. и сделать можно, что угодно. Но только при двух условиях: 1) наличие знаний и 2) наличие опыта, то есть жопочасы.
Некоторые из респондентов в данном топике попытались донести до Вас эту же мысль: начните с простого. Именно для того, чтобы приобрести знания и (главное!) опыт. А вот другие респонденты пытаются столкнуть сразу на правильные и хорошие, в общем-то, решения, но решения, требующие УЖЕ знаний и опыта.
Аналогии - дело нехорошее, но все же приведу одну. Когда-то я работал с одним известным пианистом на записи. Ну, и на перерывах разговаривали "за жизнь". Я восхитился его игрой и высказался в том плане, что за всю жизнь не научусь и на сотую долю так играть. На что он возразил, что играть-то фигня, клавишей на рояле всего 88, а вот знать, где какая из 500 ручек и кнопок на микшере и вовремя их нажимать и крутить - это выше человеческих сил . А ведь и то, и другое приходит со знаниями и опытом.
Можете начать даже с постройки маленькой диорамы или модуля, скажем, 100х30 см. Уложите пути, сделайте какой-нибудь рельеф, природу и искусственные сооружения. Между теоретическим знанием, как сделать, и непосредственным осуществлением есть разница. Тогда Вы станете задавать правильные вопросы (как известно, содержащие половину ответа) и критичнее воспринимать разного рода посторонние (в том числе и мои) ответы. А диораму потом используете для фотосессий моделей из Вашей будущей Большой Коллекции На Тему.
Юрий, я очень хочу донести до Вас одну мысль. В железнодорожном моделизме нет вообще ничего сложного. и сделать можно, что угодно. Но только при двух условиях: 1) наличие знаний и 2) наличие опыта, то есть жопочасы.
Некоторые из респондентов в данном топике попытались донести до Вас эту же мысль: начните с простого. Именно для того, чтобы приобрести знания и (главное!) опыт. А вот другие респонденты пытаются столкнуть сразу на правильные и хорошие, в общем-то, решения, но решения, требующие УЖЕ знаний и опыта.
Аналогии - дело нехорошее, но все же приведу одну. Когда-то я работал с одним известным пианистом на записи. Ну, и на перерывах разговаривали "за жизнь". Я восхитился его игрой и высказался в том плане, что за всю жизнь не научусь и на сотую долю так играть. На что он возразил, что играть-то фигня, клавишей на рояле всего 88, а вот знать, где какая из 500 ручек и кнопок на микшере и вовремя их нажимать и крутить - это выше человеческих сил . А ведь и то, и другое приходит со знаниями и опытом.
Можете начать даже с постройки маленькой диорамы или модуля, скажем, 100х30 см. Уложите пути, сделайте какой-нибудь рельеф, природу и искусственные сооружения. Между теоретическим знанием, как сделать, и непосредственным осуществлением есть разница. Тогда Вы станете задавать правильные вопросы (как известно, содержащие половину ответа) и критичнее воспринимать разного рода посторонние (в том числе и мои) ответы. А диораму потом используете для фотосессий моделей из Вашей будущей Большой Коллекции На Тему.