Именные и фирменные поезда

постройка дорог, создание локомотивов и вагонов, судьбы людей
Сообщение
Автор
Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Именные и фирменные поезда

#1 Непрочитанное сообщение Wowan »

Коллеги, предлагаю обсудить историю именных и фирменных поездов.

Первым фирмачом в СССР принято считать «Красную стрелу», но это явная профанация. В 1931 году и понятия такого не было — «фирменный поезд». А вот чем реально была «Стрела» — большой вопрос, потому что и курьерский поезд Ленинград — Москва к тому времени уже бывал, и даже под номером 1/2 (1929 год), а экспрессы как отдельная категория появились году в 1934-м... Наиболее вероятная версия: «Стрела» — первый именной поезд и первый экспресс. Поезда-экспрессы официально есть как категория (выше скорых и выше курьерских) в общесетевых расписаниях 1934, 1936, 1937, 1940 и 1949 года (явочным порядком, в этой книжке нет страницы, где номера по категориям разбиты).

В связи с этим любопытно наблюдать трансформации «Красной стрелы». В 1932 году это курьерский поезд 1/2. В 1934 году — уже экспресс. В 1936 и 1937 годах — опять курьерский. В 1940-м — снова экспресс. В 1945-м и 1946 — опять курьерский, и экспрессы уже вроде бы вымерли. Но нет, в 1949 году — опять экспресс. Дальше у меня в архиве большая дырка, есть только расписание 1957 года, где «Стрела» — снова курьерский.
В расписании 1961 года «Стрела» — тоже курьерский. А ещё появляется курьерский № 1 Москва — Киев. Вероятно, тот самый, что запечатлён на фото с надписью «Экспресс». Официально экспрессов в расписании 1961 года нет, но есть чудная страница № 413 с рекламой: «Граждане, пользуйтесь курьерскими поездами-экспрессами, которые доставят вас быстрее, чем скорые поезда до станций: Киев, Сталинабад, Алма-Ата, Ташкент» (у всех номера в диапазоне 1–4). То есть, в 1961 году экспрессы уже слились с курьерскими. Это объясняет накладные буквы «Экспресс» на боку дневных экспрессов Москва — Ленинград (кстати, тоже курьерских — № 5/6 и 9/10 в указателе-1961). При этом поезд № 2/1 Москва — Пекин почему-то скорый, а не курьерский. А 3/4 Москва — Мурманск — курьерский... Бардак.

Собственно, в эту раннюю эпоху известно два именных поезда: это «Красная стрела» и «Полярная стрела» (курьерский 3/4 Ленинград — Мурманск 1934–1941 гг.). В 1947 году есть ещё некий «Голубой экспресс» из первых егоровских и лианозовских ЦМВ, но соотнести эти вагоны с конкретным поездом в расписании пока не удалось.

Что дальше?
В апреле 1962 года в первый рейс отправляется ещё один якобы первый в СССР фирменный поезд «Белоруссия» — есть указания, что решение о его запуске исходила с самого верха, из ЦК КПСС, и он был таким первым в СССР — именным про союзную республику.
В 1963 году запускают «Аврору» и, вероятно, «Кавказ».
В 1964 году появляется «Байкал», «Жигули», «Рица», вероятно, «Россия» и «Янтарь».
С летнего расписания 1965 года отменены курьерские поезда, номера 1/2 из бывшего «курьерского» диапазона получают «Белоруссия» и «Россия», и далее новые фирмачи посыпались как из рога изобилия.

Вот статья «Фирменные поезда в Западной Сибири в 1960-х — 1980-х гг.»:
С 1960-х гг., особенно в рамках реформы 1965 г., началась активная работа по повышению качества услуг на пассажирском транспорте. В первую очередь изменения коснулись крупных административных центров, а в них – центральных (городских и главных) вокзалов, а также новой формы пассажирских поездов – фирменных. Их признаками стали повышенные требования к оформлению, обеспечению материалами, а потому – повышенным комфортом. Идея создания фирменных поездов возникла в 1964 г. Первоначально они формировались на маршрутах от областных центров или иных крупных городов до столицы СССР – г. Москва. Особенность следования поезда – высокая для того времени скорость (предельная для пассажирских поездов) и минимальное количество остановок, на которых он не стоял больше 12 минут [49, с. 2 – 4], а также повышенная комфортность. В Западной Сибири первый такой поезд был сформирован в 1965 г. Это – поезд «Новосибирск — Москва».
Но что это за повышенные требования и как они формулировались?

Как известно, в советские времена никаких доплат за фирменность, отметок «Фирм» в билетах и прочей мишуры не было, это прослеживается даже по тарифным таблицам в общесетевых расписаниях. То есть, были просто хорошие именные скорые поезда, которые поддерживали определённый уровень комфорта. Но слово «фирменный» ни в одной советской служебке не упоминается. Самое раннее употребление слова «фирменный» в служебном расписании я нашёл в сборнике по Белорусской ж.д. 1996 года и в служебке РЖД по Белорусскому вокзалу 1997 года.

Но слово «фирменный» использовалось уже в 1980-е. Оно встречается, например, в повести В. Барабашова «Жаркие перегоны», по которой снимался фильм «Магистраль». Андрей Шарапов, бывший начальник поезда «Россия», навёл меня на два документа, содержания которых, впрочем, он сам не видел. Номера этих документов можно нарыть и в интернетах, но не сам текст:
  • Положение о фирменном пассажирском поезде, утверждённое МПС СССР 02.02.1979 № ЦВ/3741,
    Положение о фирменном пассажирском поезде, утверждённое МПС СССР 08.07.1987 № ЦЛ-4501.
Но насколько суровыми были эти положения? Не секрет, что на сети тогда обращалась тьма именных поездов, и качество некоторых из них на Закавказской или Среднеазиатской дорогах и близко не соответствовало уровню той же «Белоруссии» или «Красной стрелы».

В трёхтомнике «История железнодорожного транспорта России и Советского союза» (точнее, в томе 3, посвящённом 1945–1991 годам) в главе 19.2 «Развитие пассажирских перевозок» встречаем такой пассаж:
В 1980-е годы широкое распространение получила практика организации фирменных пассажирских поездов с повышенным уровнем комфорта и качества обслуживания. К фирменным поездам предъявлялись повышенные требования к их санитарному состоянию, внешнему и внутреннему оформлению; поездные бригады отбирались по конкурсу.
Первый фирменный поезд организован в 1981 г. на маршруте Москва — Рига, а к конце 1980-х годов уже около 10 % пассажирских поездов получили статус фирменных.
Очевидно, речь идёт о получении первого официального статуса (возможно, как раз на основе Положения 1979 года № ЦВ/3741?). Потому что в 1981-м году именных скорых было уже пруд пруди, и «Латвия» к тому времени тоже много лет как курсировала.

Первый нормативный документ, текст которого удалось нагуглить, — это стандарт ОСТ 32-24-93 для МПС РФ, подписанный только в 1993 году Фадеевым. Вот тут уже всё по-настоящему: в начале девяностых фирменные поезда действительно переаттестовывали. Фирменность присваивали и снимали, известны выданные поездам сертификаты, где описывается окраска, перечисляются номера вагонов и т.д. Билеты в фирменные поезда подорожали.

Понятие фирменности для межгосударственных поездов официально установлено с 1 января 1994 года. С учётом последующих изменений стандарт предполагает вагоны не старше 25 лет (15 после постройки и 10 после модернизации или капитально-восстановительного ремонта) и гарантированный набор бесплатных услуг: проводник застилает и убирает постельное бельё, выдаёт щётки для обуви и одежды, приносит заказанную продукцию из вагона-ресторана, предоставляет доступ к электрическим розеткам.

Аватара пользователя
Ngregory
Сообщения: 724
Зарегистрирован: Пн сен 10, 2012 9:31 pm
Откуда: 2030000
Благодарил (а): 28 раз
Поблагодарили: 90 раз

Re: Именные и фирменные поезда

#2 Непрочитанное сообщение Ngregory »

Относительно экспрессов 30 - 40х годов - не могло ли быть так, что категория "экспресс" была как таковая, а вот поездов, удовлетворяющих ее требованиям - нет?
Упомянутая дырка 1940 - 1949 - это как раз военное время и первые послевоенные годы, инфраструктура просто не позволяла пропускать пассажирские с высокой скоростью, да и не до них наверное было. Красную Стрелу после войны сильно замедлили, поэтому и стала она курьерским вместо экспресса.

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: Именные и фирменные поезда

#3 Непрочитанное сообщение Wowan »

Всё может быть. Однако в некоторых расписаниях и до, и после войны «Красная стрела» таки экспресс. Собственно, потому и надпись «Экспресс» появилась — это не рекламная блажь. В отличие от фирмачей, которые первые лет двадцать-тридцать существовали «по понятиям», экспрессы были официальной категорией. И вот на экспрессы, в отличие от фирмачей, как раз была нехилая наценка. Открываем «Указатель» 1934 года: билет Москва — Тифлис в СВПСе курьерского поезда — 79,65 руб., а в СВПСе экспресса — уже 133,65 руб.

Но какие требования предъявляли к экспрессам, неизвестно. Вероятно, скорость курьерского + самые лучшие вагоны, СВПС и всё такое (забавно, кстати, что в 1931 году на линии Мо-Ле СВПС курсировали вовсе не со «Стрелой», а со скорыми 29/30 и 25/26. Первые послевоенные курьерские тоже слабо были похожи на довоенные. Запущенный в 1945 году курьерский Москва — Берлин до Минска-то шёл 27,5 часов, а до Берлина — трое суток.

Р.М.
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 421 раз
Контактная информация:

Re: Именные и фирменные поезда

#4 Непрочитанное сообщение Р.М. »

Wowan писал(а): Первым фирмачом в СССР принято считать «Красную стрелу», но это явная профанация. В 1931 году и понятия такого не было — «фирменный поезд». А вот чем реально была «Стрела» — большой вопрос, потому что и курьерский поезд Ленинград — Москва к тому времени уже бывал, и даже под номером 1/2 (1929 год), а экспрессы как отдельная категория появились году в 1934-м... Наиболее вероятная версия: «Стрела» — первый именной поезд и первый экспресс.
В РИ появление экспрессов было связано с деятельностью МОСВ. Первым экспрессом принято считать "Nord-Express" МОСВ с маршрутом Петербург-Варшава. Он, кстати, именной, как можно заметить. Год начала эксплуатации - 1892-й. Но это иностранная организация, и вагоны там были свои. Первым чисто русским экспрессом (тоже именным) стал Сибирский экспресс - 1898год.
После "Красной стрелы" в довоенное время экспрессами занималось УСВПС. Например у них был внедрён экспресс Москва-Сочи. Это управление старалось внедрять экспрессы, но ситуация с экспрессами УСВПС сильно менялась из года в год по разным причинам. Так что там надо смотреть по каждому году. И они не были именными.

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: Именные и фирменные поезда

#5 Непрочитанное сообщение Wowan »

А в РИ экспрессы как-то отделялись от курьерских?

Кстати, в указателе 1934 года есть ещё поезд люкс № 1 (даже не курьерский и не экспресс) Москва — Тифлис, который ходил по одной нитке с 31-м скорым.

Р.М.
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 421 раз
Контактная информация:

Re: Именные и фирменные поезда

#6 Непрочитанное сообщение Р.М. »

Wowan писал(а):А в РИ экспрессы как-то отделялись от курьерских?
Думаю, что нет. Экспресс было частью названия. А в документах он упоминался как курьерский.
Wowan писал(а): Кстати, в указателе 1934 года есть ещё поезд люкс № 1 (даже не курьерский и не экспресс) Москва — Тифлис, который ходил по одной нитке с 31-м скорым.
А это и есть один из поездов УСВПС.

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: Именные и фирменные поезда

#7 Непрочитанное сообщение Wowan »

А как распознать «Сибирский экспресс» в расписаниях? Скажем, в указателе-1916 есть курьерский 2и с вагонами Петроград — Владивосток и Петроград — Иркутск, курсировал раз в неделю. Это и есть «Сибирский экспресс»?

Р.М.
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 421 раз
Контактная информация:

Re: Именные и фирменные поезда

#8 Непрочитанное сообщение Р.М. »

Wowan писал(а):А как распознать «Сибирский экспресс» в расписаниях? Скажем, в указателе-1916 есть курьерский 2и с вагонами Петроград — Владивосток и Петроград — Иркутск, курсировал раз в неделю. Это и есть «Сибирский экспресс»?

Ну да. На 1916 год это он и есть.

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: Именные и фирменные поезда

#9 Непрочитанное сообщение Wowan »

А когда он перестал быть «Сибирским экспрессом»? Растащили сразу после революции?

Koivisto
Сообщения: 2431
Зарегистрирован: Вс авг 12, 2012 8:05 pm
Поблагодарили: 3 раза

Re: Именные и фирменные поезда

#10 Непрочитанное сообщение Koivisto »

Забыли еще "Кавказский поезд" Владикавказской дороги.

Ответить

Вернуться в «История»