Общие вопросы по светофорной сигнализации
Re: Общие вопросы по светофорной сигнализации
Когда-то, в начале 90-х, тоже пытался понять этот принцип.
Спросил у Малиновского Александра. Кто знал Сашу, думаю, согласятся со мной, что это был Человек-энциклопедия. Он очень хорошо разбирался в ж.д. вопросах.
Он сказал, что для простоты и чтобы не возникало разных путаниц (должно всё быть однообразно) придумали такое правило располагать огни светофора сверху вниз по значимости и алфавиту, исходя из первой буквы названия цвета. Сначала (вверху) располагаются самые важные, "поездные", сигналы, ниже них "маневровые" и т.д.. Если на светофоре два одинаковых цвета, соответственно и первая буква у них одинаковая, то один из них располагается ниже первого алфавитного круга опять же в алфавитном порядке. Т. е. (жзк) - это первый круг, далее опять ж, з и т. д.. Только затем маневровый - белый. У чисто маневрового сигнала опять же всё идёт по алфавиту (бс) либо (бк).
Это основа, далее возможны варианты исходя из, так сказать, местных условий.
Документального подтверждения этого правила я не нашёл, но не доверять словам Малиновского причин нет. Да и на практике видно, что почти все сигналы так или иначе подчиняются правилу алфавитности.
- railmodel
- Сообщения: 995
- Зарегистрирован: Вс авг 23, 2009 9:12 am
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 115 раз
- Поблагодарили: 80 раз
- Контактная информация:
Re: Общие вопросы по светофорной сигнализации
Мне всё же кажется, что это не сам принцип расположения огней, а мнемоническое правило его запоминания.
Но тем не менее интересно было узнать, спасибо. :)
- старина_U
- Сообщения: 9072
- Зарегистрирован: Чт апр 24, 2008 12:04 am
- Откуда: оттуда... з Масквы...
- Благодарил (а): 11 раз
- Поблагодарили: 99 раз
Re: Общие вопросы по светофорной сигнализации
Во-во.ShS писал(а): ↑Вс янв 13, 2019 2:31 pm...придумали такое правило располагать огни светофора сверху вниз по значимости и алфавиту, исходя из первой буквы названия цвета. Сначала (вверху) располагаются самые важные, "поездные", сигналы, ниже них "маневровые" и т.д.. Если на светофоре два одинаковых цвета, соответственно и первая буква у них одинаковая, то один из них располагается ниже первого алфавитного круга опять же в алфавитном порядке. Т. е. (жзк) - это первый круг, далее опять ж, з и т. д.. Только затем маневровый - белый. У чисто маневрового сигнала опять же всё идёт по алфавиту (бс) либо (бк).
...
Это же и я слышал от одного старого СЦБиста в далёком 1980 году...
Re: Общие вопросы по светофорной сигнализации
Т.е. получается, что сначала придумали принцип, а потом вдруг оказалось, что его легко можно запомнить по алфавиту . И главное, что всё так чётко совпало .
Паша, ты веришь в такие совпадения?
Наши деды были не глупые и именно сам принцип разработали так что бы его легко было запомнить, а не изобретали велосипед.
Позвонил с этим вопросом нашему общему знакомому бывшему машинисту из Гомеля. Думаю, ты понял о ком я. Так он сразу мне выпалил про алфавит и что этому его ещё в школе машинистов учили. Ещё говорил, что в бытность его работы какие-то придурки поменяли линзы на светофоре красный на зелёный. А машинист, наверное, в начальной школе не плохо учился и азбуку знал , поэтому остановился у этого сигнала.
- railmodel
- Сообщения: 995
- Зарегистрирован: Вс авг 23, 2009 9:12 am
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 115 раз
- Поблагодарили: 80 раз
- Контактная информация:
Re: Взаимное расположение огней мачтового светофора
Всего три цвета --- скорее, все-таки, совпало. :)
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» © --- тоже ведь изначально был спектр, а уж потом --- правило запоминания цветов в нём (хотя спектр белого цвета непрерывен, и «отдельные цвета» в нём --- это артефакт восприятия человека).
Тоже всё-таки сомнительно.
Нет, машинист азбуку-то знал, но различить с расстояния тормозного пути, на каком месте в головке находится линза --- это, скорее, счастливая случайность. Да и к красному он ведь приближался уже после жёлтого. И, кстати, есть же АЛСН?
Также был случай, когда такие же придурки поменяли провода красного и зелёного огней внутри головки светофора. Тут никакие правила запоминания не спасли бы --- спасла АЛСН.
Всё ж мне думается, что сами принципы расположения огней в головках основаны на каких-то других соображениях. А мнемонические правила --- это уже следствия.
Либо же на советских ЖД была очень сильна роль личности в истории. :)))
Re: Взаимное расположение огней мачтового светофора
Почему только три? Остальные так же подчиняются этому правилу.
Это совсем разные вещи. "Охотника" подгоняли под спектр цветов, а алфавит придумали раньше чем светофоры.
Вот как встретимся все, втроём, будет что обсудить за чаркой чая
Спорить и переубеждать не буду. Иногда сложно заметить то, что лежит на поверхности. Но на данный момент эта версия самая правдоподобная и почти всё объясняет.
- railmodel
- Сообщения: 995
- Зарегистрирован: Вс авг 23, 2009 9:12 am
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 115 раз
- Поблагодарили: 80 раз
- Контактная информация:
Re: Взаимное расположение огней мачтового светофора
(бс)--[ и (бк)--[ также объясняются правилом «наиболее запрещающий огонь --- самый нижний».
Предупредительный (зж)--[ также объясняется этим правилом, а алфавитом --- нет.
Совмещённый маневрово-заградительный (бск)[ --- также наиболее запрещающий красный внизу.
Проходной при 4-значной автоблокировке (жкз)--[ --- ни по алфавиту, ни красный внизу, но тут необходимость разнести Ж и З как можно дальше в пределах одной трёхлинзовой головки.
Правило «красный --- нижний» прослеживается и у карликовых светофоров, в т. ч. тех, у которых две головки стоят рядом, и с теми же исключениями для разнесения одновременно горящих огней.
Хотя и алфавитного правила исключать нельзя, потому что история взаимоотношений Советского Союза с миром была сложной, и ожидать диверсий с подменой огней на светофорах было вполне можно --- если не в реале, то в гипотетических сценариях или по крайней мере в паранойе высших правительственных сфер. Поэтому могли и ввести дополнительное оргмероприятие для самоконтроля локомотивных бригад --- иначе зачем вообще обучать их этому правилу?
-
- Сообщения: 1707
- Зарегистрирован: Вт июл 15, 2014 1:07 pm
- Имя: Дмитрий
- Благодарил (а): 133 раза
- Поблагодарили: 88 раз
Re: Общие вопросы по светофорной сигнализации
Самоконтроль самоконтролем, но никакая азбука не спасет при прожекторной головке.
- Алексий
- Сообщения: 1681
- Зарегистрирован: Вс апр 24, 2011 1:46 am
- Имя: Алексей
- Откуда: г.Владимир
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 128 раз
Re: Общие вопросы по светофорной сигнализации
линзу менять замучаешся , а красный всегда при обесточенных катушках ...от чего спасать то ?DmitriSkif писал(а): ↑Вс янв 13, 2019 11:09 pmСамоконтроль самоконтролем, но никакая азбука не спасет при прожекторной головке.
Любить родину
надо в любой позе
в которую она
тебя поставила .
надо в любой позе
в которую она
тебя поставила .
Re: Взаимное расположение огней мачтового светофора
Если бы было так критична установка запрещающих сигналов именно в низу, то их везде ставили бы в низу даже при условии разнесения сигналов с применение пустого "очка". Теория о том, что запрещающие сигналы ставятся с низу т.к. есть риск его перекрытия снегом, скопившимся на козырьке огня под ним или гнезда вороны ни куда не годится. На карликовых светофорах чем ниже сигнал, тем его хуже видно, да и снегом скорее занесёт именно нижний.railmodel писал(а): ↑Вс янв 13, 2019 10:31 pm(бс)--[ и (бк)--[ также объясняются правилом «наиболее запрещающий огонь --- самый нижний».
Правило «красный --- нижний» прослеживается и у карликовых светофоров, в т. ч. тех, у которых две головки стоят рядом, и с теми же исключениями для разнесения одновременно горящих огней.
Ну здесь всё просто. Предупредительные ставятся на участках без автоблокировки где основная масса светофоров (выходные, проходные) имеют вид (зк). Просто заменили красный жёлтым, а зелёный оставили в верху чтобы не вносить путаницы.
Слышал о таких, но не видел. Где можно посмотреть? У него нижний "глаз" с ромбом?
Так я же выше писал о очерёдности сигналов. Сначала поездные (входные, выходные), затем маневровые и далее остальные (пригласительные, заградительные). На данном светофоре поездных сигналов нет. Поэтому он начинается с маневровых по алфавиту, а ниже идёт заградительный.
Красный перенесли в связи с необходимостью развести жёлтый с зелёным, но Ж остался выше З в соответствии с алфавитом, а не наоборот.