Реставрация Be 4/6 Fulgurex
- Василий
- Модератор
- Сообщения: 9436
- Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 9:03 am
- Имя: Василий Васильчиков
- Откуда: Северо-западное Болото
- Благодарил (а): 342 раза
- Поблагодарили: 455 раз
- Контактная информация:
Реставрация Be 4/6 Fulgurex
Всем привет!
Как я уже хвастался тут viewtopic.php?f=14&p=217733#p217733
прикупил по случаю локомотив Be 4/6 в H0 от Fulgurex, произведенный как я понял где-то на стыке 70-х, 80-х годов прошлого века. Лок изначально продавался под восстановление, поэтому пребывает в несколько печальном состоянии.
Первичный осмотр показал, что локомотив явно очень долгое время лежал в коробке и прилип к разложившемуся поролону (что соответствует описанию продавца). Местами имеются следы коррозии. Утерян один буфер, часть крышевого оборудования (токоведущие шины), отломан и потерян поручень. Судя по уродской пайке внутри, когда-то давно лок уже пытались чинить. Правда не сказать, что бы все было страшно.
Кстати забавна конструкция кузова, боковины сделаны из травленых пластин, объем придан собственно травлением и загибанием краев. Торцы кабин судя по всему литые, тележки местами литье, местами пластины и гнутое травление. Все собрано либо на пайке, либо на резьбовых соединениях. Понятно теперь откуда такая цена на продукцию этой фирмы
Начинаем разбирать.
Грязь, пыль, отсутствующие детали
Тележки. Несмотря на грязь и следы коррозии, после чистки двигатели вполне работоспособны.
Кузов изнутри. Выглядит так себе Но не забываем, пластика тут катастрофически мало, только окошки и фонарики. И то про последние я не уверен Так что все можно отчистить и отмыть без потерь.
Стойки токоприемников и все элементы на крыше припаяны к кузову, который является одним из проводников.
Начинаем разбирать тележку. Тут я конечно получил массу удовольствия от деталей. Все собрано либо на клепке, как боковины тележек, либо на винтах и пайке. Вращение от двигателя на колесные пары передается ровно как на настоящем электровозе, через сцепные дышла, которые состоят из двух подвижных частей соединенных клепкой. На колесные пары крепятся винтами.
На полоске скотча как раз почти весь крепеж. Имитация тормозных колодок отлиты отдельными деталями, которые крепятся к раме тележки винтом с отдельной латунной втулкой. Колесные пары в латунных(ну или бронзовых) подшипниках, причем подшипник имеет возможность вертикально перемещаться в раме и подпружинен. Ну вы понимаете откуда берутся их цены, да? На скотче все то, что вывернуто с одной стороны, одной тележки. Кстати часть колодок не открутилась ввиду коррозии. Будем отмачивать.
Ну и специально для коллеги voykov-а, он у себя в ветке радовался совершенству подобной конструкции
Сцепка. Металл, подпружинена, действует, как впрочем и буферы
На этом пока все.
Как я уже хвастался тут viewtopic.php?f=14&p=217733#p217733
прикупил по случаю локомотив Be 4/6 в H0 от Fulgurex, произведенный как я понял где-то на стыке 70-х, 80-х годов прошлого века. Лок изначально продавался под восстановление, поэтому пребывает в несколько печальном состоянии.
Первичный осмотр показал, что локомотив явно очень долгое время лежал в коробке и прилип к разложившемуся поролону (что соответствует описанию продавца). Местами имеются следы коррозии. Утерян один буфер, часть крышевого оборудования (токоведущие шины), отломан и потерян поручень. Судя по уродской пайке внутри, когда-то давно лок уже пытались чинить. Правда не сказать, что бы все было страшно.
Кстати забавна конструкция кузова, боковины сделаны из травленых пластин, объем придан собственно травлением и загибанием краев. Торцы кабин судя по всему литые, тележки местами литье, местами пластины и гнутое травление. Все собрано либо на пайке, либо на резьбовых соединениях. Понятно теперь откуда такая цена на продукцию этой фирмы
Начинаем разбирать.
Грязь, пыль, отсутствующие детали
Тележки. Несмотря на грязь и следы коррозии, после чистки двигатели вполне работоспособны.
Кузов изнутри. Выглядит так себе Но не забываем, пластика тут катастрофически мало, только окошки и фонарики. И то про последние я не уверен Так что все можно отчистить и отмыть без потерь.
Стойки токоприемников и все элементы на крыше припаяны к кузову, который является одним из проводников.
Начинаем разбирать тележку. Тут я конечно получил массу удовольствия от деталей. Все собрано либо на клепке, как боковины тележек, либо на винтах и пайке. Вращение от двигателя на колесные пары передается ровно как на настоящем электровозе, через сцепные дышла, которые состоят из двух подвижных частей соединенных клепкой. На колесные пары крепятся винтами.
На полоске скотча как раз почти весь крепеж. Имитация тормозных колодок отлиты отдельными деталями, которые крепятся к раме тележки винтом с отдельной латунной втулкой. Колесные пары в латунных(ну или бронзовых) подшипниках, причем подшипник имеет возможность вертикально перемещаться в раме и подпружинен. Ну вы понимаете откуда берутся их цены, да? На скотче все то, что вывернуто с одной стороны, одной тележки. Кстати часть колодок не открутилась ввиду коррозии. Будем отмачивать.
Ну и специально для коллеги voykov-а, он у себя в ветке радовался совершенству подобной конструкции
Сцепка. Металл, подпружинена, действует, как впрочем и буферы
На этом пока все.
In der Grosse Familie nicht der клювом клац-клац!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2642
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 95 раз
- Поблагодарили: 296 раз
Re: Реставрация Be 4/6 Fulgurex
Василий, желаю успехов в этом деле !
На фотографии, где вид кузова изнутри, по-моему видно остатки порошковой буры, которую использовали в качестве флюса (видимо, использовали не паяльник, а газовую горелку).
А почему столько ржавчины ? Получается, что в модели использовано много железных/стальных деталей ? Я думал, что в таких моделях используется лишь латунь в деталях, - если не считать крепежей и бандажей.
Кроме WD40 и керосина, еще понадобятся стальные щеточки на бормашине. Хорошо снимают окислы, грязи и ржавчину. Только осторожно с ними, - больших оборотов не давай, чтобы не подъело металл. Сталь не сгрызет, а латунь - может.
Мотор будешь оставлять штатный ? Он 5-полюсный, может быть и неплохо работает, если почистить смазать.
На фотографии, где вид кузова изнутри, по-моему видно остатки порошковой буры, которую использовали в качестве флюса (видимо, использовали не паяльник, а газовую горелку).
А почему столько ржавчины ? Получается, что в модели использовано много железных/стальных деталей ? Я думал, что в таких моделях используется лишь латунь в деталях, - если не считать крепежей и бандажей.
Кроме WD40 и керосина, еще понадобятся стальные щеточки на бормашине. Хорошо снимают окислы, грязи и ржавчину. Только осторожно с ними, - больших оборотов не давай, чтобы не подъело металл. Сталь не сгрызет, а латунь - может.
Мотор будешь оставлять штатный ? Он 5-полюсный, может быть и неплохо работает, если почистить смазать.
- Сергей Т.
- Сообщения: 5078
- Зарегистрирован: Пт сен 10, 2010 4:22 pm
- Имя: Сергей
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 86 раз
Re: Реставрация Be 4/6 Fulgurex
Эдуард, такой-же эффект дает участок, плохо отмытый от травленой паяльной кислоты (ZnCl2), пайка по стали. Реакция продолжается довольно долгое время и в месте пайки образуется порошкообразный налет окислов и хлоридов железа...Ершов Эдуард писал(а): ....видно остатки порошковой буры, которую использовали в качестве флюса (видимо, использовали не паяльник, а газовую горелку).
Воздействие паров кислоты, мелкие брызги флюса. Частичная реанимация - раствор соды и механическая чистка, которую видно поленились сделать в полном объеме после сборки.Ершов Эдуард писал(а):А почему столько ржавчины ?
-
- Сообщения: 1092
- Зарегистрирован: Сб окт 24, 2015 6:55 pm
- Имя: ИВАН
- Откуда: МОСКВА
- Благодарил (а): 1059 раз
- Поблагодарили: 184 раза
Re: Реставрация Be 4/6 Fulgurex
Василий, если есть видимая ржавчина, то можно попробовать протравить ортофосфорной кислотой, или просто уксусной или лимонной но лучше всего щавелевой - не ест краску, а только ржу
И без жесткой абразивной нагрузки.
Ватную палочку в кислоту и потереть деталь ... оставить мин на 30, осмотреть и далее по ходу пьесы, либо продолжить - смочить и опять потереть, либо уже очищенную от окисла и ржи поверхность ОБЯЗАТЕЛЬНО промыть крепким содовым раствором - тем самым нейтрализовав кислоту и после вытереть насухо!!!
И если этого промывания не сделать, то все опять заржавеет нахн !
Не верьте что написано на бутылке, что создает защитный слой и можно ортофосфорную типпа не смывать и поверх красить - потом проще выбросить
Окислы и соли от старой пайки лучше не механически, а тем же способом - кислота \ сода \
вода и сушка.
Правда тут есть нюанс, если в емкости с кислотой будут сразу 2 металла медь и сталь, то сталь окрасится медью, как при гальваническом процессе...
Ну и ессно все операции с кислотой в резиновых перчатках
И без жесткой абразивной нагрузки.
Ватную палочку в кислоту и потереть деталь ... оставить мин на 30, осмотреть и далее по ходу пьесы, либо продолжить - смочить и опять потереть, либо уже очищенную от окисла и ржи поверхность ОБЯЗАТЕЛЬНО промыть крепким содовым раствором - тем самым нейтрализовав кислоту и после вытереть насухо!!!
И если этого промывания не сделать, то все опять заржавеет нахн !
Не верьте что написано на бутылке, что создает защитный слой и можно ортофосфорную типпа не смывать и поверх красить - потом проще выбросить
Окислы и соли от старой пайки лучше не механически, а тем же способом - кислота \ сода \
вода и сушка.
Правда тут есть нюанс, если в емкости с кислотой будут сразу 2 металла медь и сталь, то сталь окрасится медью, как при гальваническом процессе...
Ну и ессно все операции с кислотой в резиновых перчатках
- Василий
- Модератор
- Сообщения: 9436
- Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 9:03 am
- Имя: Василий Васильчиков
- Откуда: Северо-западное Болото
- Благодарил (а): 342 раза
- Поблагодарили: 455 раз
- Контактная информация:
Re: Реставрация Be 4/6 Fulgurex
Сначала ответы на вопросы
Единственное, что меня смущает, это странные загрязнения на некоторых металлических частях, при ближайшем рассмотрении похоже даже не на коррозию, а на отложение чего-то типа медного купороса, такие белесые кристаллики с голубым оттенком. Коррозионных раковин под ними нет, ну по крайней мере там где я попытался их счистить. И есть они исключительно на стальных частях и вокруг.
Моторов два, буду оставлять штатные. Один после демонтажа слегка почистил, что бы можно было проверить - working like a charm Тихо, мощно, а главное мне такие латунные конструкции очень нравятся.
Ну а теперь то, что сделано за вчера.
Попытки отчистить прилипший поролон щадящими методами, вроде мыльной воды, ни к чему хорошему не привели. Поэтому принято решение краску смыть и перекрашивать. Попутно нашел следы ремонта пайкой, деформацию кабины со стороны ремонта и отвалившаяся пайка в месте стыке кабины и боковинки кузова.
С кузова демонтированы все пластиковые детали, это собственно два элемента фонарей и изоляторы. Сняты микролампы. Также отпаяны страшенные провода изнутри, явно не родные и зачем-то отвратительно подпаянные к токоприемникам. Демонтированы токоприемники. Сняты таблички с наименованием производителя.
Вот тут самые явные следы ремонта. И с этой же стороны деформирована кабина.
Далее смываем краску. Сначала попробовал щелочью, как с пластика, но честно говоря долго, латунь тускнеет и в долгосрочной перспективе подъедается. Тормозухи не было в наличии. Поэтому достал ацетон, и большую часть краски смыл салфетками с ним. Остатки на кабинах домывал 646-м кисточкой. До конца естественно все не отмылось. Но было уже поздно и пришлось сворачивать химфабрику Сегодня точечно дотру зубочистками с ацетоном .
Эдуард, это не бура, это остатки разложившегося поролона и местами клея. Ржавчины, ну то есть оксида железа, там вообще нет. Весь кузов это паянная латунная травленка. Я думал хотя бы морда литая, так вот нет, это тоже гнутые травленые детали. На фото ниже будет видно. Сталь похоже только бандажи, оси, винты, пластины в двигателе. Пластик - 2 элемента в фонарях, колесные диски и изоляторы на крыше. Токоприемники стальная проволока и видимо нейзильбер или что-то похожее по составу, так как отлично паяется.Ершов Эдуард писал(а):На фотографии, где вид кузова изнутри, по-моему видно остатки порошковой буры, которую использовали в качестве флюса (видимо, использовали не паяльник, а газовую горелку).
А почему столько ржавчины ? Получается, что в модели использовано много железных/стальных деталей ? Я думал, что в таких моделях используется лишь латунь в деталях, - если не считать крепежей и бандажей.
Мотор будешь оставлять штатный ? Он 5-полюсный, может быть и неплохо работает, если почистить смазать.
Единственное, что меня смущает, это странные загрязнения на некоторых металлических частях, при ближайшем рассмотрении похоже даже не на коррозию, а на отложение чего-то типа медного купороса, такие белесые кристаллики с голубым оттенком. Коррозионных раковин под ними нет, ну по крайней мере там где я попытался их счистить. И есть они исключительно на стальных частях и вокруг.
Моторов два, буду оставлять штатные. Один после демонтажа слегка почистил, что бы можно было проверить - working like a charm Тихо, мощно, а главное мне такие латунные конструкции очень нравятся.
То что не отвинчивалось - уже замочил Сегодня может уже и отмокнет.И.В.А.Н. писал(а):Керосин и WD Вам в помощь
С химией на ты. Но пока только растворители и разбавленная щелочь.И.В.А.Н. писал(а):Василий, если есть видимая ржавчина, то можно попробовать протравить ортофосфорной кислотой, или просто уксусной или лимонной но лучше всего щавелевой - не ест краску, а только ржу
Ну а теперь то, что сделано за вчера.
Попытки отчистить прилипший поролон щадящими методами, вроде мыльной воды, ни к чему хорошему не привели. Поэтому принято решение краску смыть и перекрашивать. Попутно нашел следы ремонта пайкой, деформацию кабины со стороны ремонта и отвалившаяся пайка в месте стыке кабины и боковинки кузова.
С кузова демонтированы все пластиковые детали, это собственно два элемента фонарей и изоляторы. Сняты микролампы. Также отпаяны страшенные провода изнутри, явно не родные и зачем-то отвратительно подпаянные к токоприемникам. Демонтированы токоприемники. Сняты таблички с наименованием производителя.
Вот тут самые явные следы ремонта. И с этой же стороны деформирована кабина.
Далее смываем краску. Сначала попробовал щелочью, как с пластика, но честно говоря долго, латунь тускнеет и в долгосрочной перспективе подъедается. Тормозухи не было в наличии. Поэтому достал ацетон, и большую часть краски смыл салфетками с ним. Остатки на кабинах домывал 646-м кисточкой. До конца естественно все не отмылось. Но было уже поздно и пришлось сворачивать химфабрику Сегодня точечно дотру зубочистками с ацетоном .
In der Grosse Familie nicht der клювом клац-клац!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
- Василий
- Модератор
- Сообщения: 9436
- Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 9:03 am
- Имя: Василий Васильчиков
- Откуда: Северо-западное Болото
- Благодарил (а): 342 раза
- Поблагодарили: 455 раз
- Контактная информация:
Re: Реставрация Be 4/6 Fulgurex
Немножко прогресса в очистке. Прошелся по углам с ацетоном. И немножко искупал в лимонной кислоте.
Вот тут хорошо видно деформацию одной из кабин. Роняли несчастного. Думаю пока как это дело исправить/
Ну и несколько фото деталей
Вот тут хорошо видно деформацию одной из кабин. Роняли несчастного. Думаю пока как это дело исправить/
Ну и несколько фото деталей
In der Grosse Familie nicht der клювом клац-клац!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
- Василий
- Модератор
- Сообщения: 9436
- Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 9:03 am
- Имя: Василий Васильчиков
- Откуда: Северо-западное Болото
- Благодарил (а): 342 раза
- Поблагодарили: 455 раз
- Контактная информация:
Re: Реставрация Be 4/6 Fulgurex
Продолжаем потихоньку. Отчищены и собраны обратно двигатели.
До и после
Ну и оба после.
Отчистил колесные пары. Оказалось, что диски и некоторые мелочи сделаны из чего-то типа замака. В слаааабеньком растворе лимонной кислоты материал бурно реагирует с выделением газа. Естественно все после обработки было промыто содой и водой.
А еще хотел бы я знать, чем они красили тележки. После 6 часов в 646 растворителе краска не то, что бы не слезла, она даже липкой не стала. Содрать можно только механическим путем. Удивительная краска. Прямо по металлу ведь крашено.
До и после
Ну и оба после.
Отчистил колесные пары. Оказалось, что диски и некоторые мелочи сделаны из чего-то типа замака. В слаааабеньком растворе лимонной кислоты материал бурно реагирует с выделением газа. Естественно все после обработки было промыто содой и водой.
А еще хотел бы я знать, чем они красили тележки. После 6 часов в 646 растворителе краска не то, что бы не слезла, она даже липкой не стала. Содрать можно только механическим путем. Удивительная краска. Прямо по металлу ведь крашено.
In der Grosse Familie nicht der клювом клац-клац!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
- Василий
- Модератор
- Сообщения: 9436
- Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 9:03 am
- Имя: Василий Васильчиков
- Откуда: Северо-западное Болото
- Благодарил (а): 342 раза
- Поблагодарили: 455 раз
- Контактная информация:
Re: Реставрация Be 4/6 Fulgurex
Начинаю понимать тех, кто собирает неокрашенные латунные модели Есть в них что-то особенное.
Даже была мысль не красить электровоз обратно, а просто залить лаком. Но увы, терпения отчистить его до блеска весь у меня не хватает
Много бормашинки с войлочным диском и тамиевской полировочной пастой, еще больше уховерток с той же пастой.
Жаль фото на скорую руку не передают всего латунного блеска
Помимо почистки, позанимался кузовней. Никогда не думал, что навыки работы с автомобильным металлом понадобятся в модельном деле
Так как одна из кабин была деформирована, пришлось выпаять усилитель и выстукивать помятый угол. До идеала конечно вывести не удалось, для этого нужно распаивать всю кабину, чего делать абсолютно не хочется. Но в принципе, теперь деформацию видно, только если очень приглядываться и знать где искать. Плюс запаял на место разошедшийся шов между кабиной и боковиной кузова.
Вообще, эта модель для меня настоящий кладезь, с точки зрения понимания технологий изготовления латунных моделей. Масса интереснейших технологических приемов и решений о которых я даже не догадывался. Потрясающе!
Даже была мысль не красить электровоз обратно, а просто залить лаком. Но увы, терпения отчистить его до блеска весь у меня не хватает
Много бормашинки с войлочным диском и тамиевской полировочной пастой, еще больше уховерток с той же пастой.
Жаль фото на скорую руку не передают всего латунного блеска
Помимо почистки, позанимался кузовней. Никогда не думал, что навыки работы с автомобильным металлом понадобятся в модельном деле
Так как одна из кабин была деформирована, пришлось выпаять усилитель и выстукивать помятый угол. До идеала конечно вывести не удалось, для этого нужно распаивать всю кабину, чего делать абсолютно не хочется. Но в принципе, теперь деформацию видно, только если очень приглядываться и знать где искать. Плюс запаял на место разошедшийся шов между кабиной и боковиной кузова.
Вообще, эта модель для меня настоящий кладезь, с точки зрения понимания технологий изготовления латунных моделей. Масса интереснейших технологических приемов и решений о которых я даже не догадывался. Потрясающе!
In der Grosse Familie nicht der клювом клац-клац!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2642
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 95 раз
- Поблагодарили: 296 раз
Re: Реставрация Be 4/6 Fulgurex
Василий, латунные сопли вдоль крышевых тропиков, это с завода, или последствия кривого ремонта чьего-то ?
Надо срезать их аккуратно штихелями или скальпелем.
Надо срезать их аккуратно штихелями или скальпелем.