Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности

Различные фотоснимки, связанные с железной дорогой.
Сообщение
Автор
WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 252 раза
Поблагодарили: 216 раз

Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности

#1 Непрочитанное сообщение WSN »

На БАМе я был два раза – один раз весной, а второй летом. И оба раза – по работе.

Попробую показать, что я видел, хотя трудно уложиться только в "железнодорожную тему".

БАМ – это особый мир людей, природы, сооружений. Для меня это было одно из самых больших впечатлений в моей жизни. К сожалению, я увидел лишь малую часть всей дороги.
Для меня БАМ начиналась с Северобайкальска. Сам городок состоит кривых пятиэтажек. В смысле «кривых» - стены сделаны зигзагом для большей устойчивости зданий в случае землетрясения.
00a.jpg
Вокзал вроде сделан из типовых элементов, но имеет свое лицо.
01a.jpg
Около него, как обычно, установлен паровоз
02a.jpg
03a.jpg
04a.jpg
А с другой стороны вокзала – грузовой вагон
05a.jpg
06a.jpg
07a.jpg
Как обычно, водитель «воевал» со своими пассажирами – жизнь шла своим чередом.
08a.jpg
Мы ходили к вокзалу не просто так - возле него продавались самые вкусные манты, пельмени. Там всегда можно было перекусить быстро и дешево.
Для того, чтобы добраться до Северомуйского тоннеля, необходимо сесть на поезд и добраться до Окусикан, маленького поселка, где до сих пор мобильная связь почти не работает. Зато вокруг есть обалденные виды.
09a.jpg
10a.jpg
11a.jpg
Раньше, до открытия Северомуйского тоннеля, поезда следовали по обходной ветки с очень большими уклонами. Поэтому через эту линию могли следовать только грузовые поезда в несколько вагонов, а людей через перевал возили на автобусах.
В 1985-89 годах построили новую обходную ветку длиной 64км, состоящую из серпантинов, виадуков и двумя петлевыми тоннелями, а старый обход был разобран. Поезда шли и идут по этой линии со скоростью не более 20км в час. Ее сохраняют как резерв для тоннеля при увеличения интенсивности движения.

Мы едем вдоль разобранной старой трассы к сооружениям новой обходной ветки.
12a.jpg
Новая обходная ветка с галереями, защищающими дорогу от схода лавин.
13a.jpg
Защитных галерей много. Одна закончилась – вторая уже на подходе
14a.jpg
Что-то есть в северной природе (хотя, честно говоря, Северобайкальск лежит практически на той же самой широте, что и Москва). Вроде бы и не тропики, а выглядит как единая гармония.
15a.jpg
Когда БАМ строили – здесь жили тысячи строителей изо всех республик. Дорогу достроили и строители начали разъезжаться. А потом череда кризисов – стране стало не до дороги.
Вот и стоят в тайге заброшенные города. Где их разрушают специально и тайга их захватывает незаметно. А где-то стоит заброшенный памятник. Выглядит он очень странно: если это памятник покорителям тайги, то, где сейчас покорители, а где тайга? Тайга возвращается.
16a.jpg
Местные очень гордятся «Чертовым мостом» виадук длиной 360 метров.
17a.jpg
18.jpg
Наверное, во мне живет философ – когда я вижу эти гигантские сооружения в тайге, где, ты знаешь, ближайшие люди находятся в десятках километрах от тебя, меня охватывает трепет(?) или, как сказать, гордость за тех людей-муравьев, которые это построили и эксплуатируют. Звучит пафосно, но здесь начинаешь задумываться о жизни.

Продолжение будет...

WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 252 раза
Поблагодарили: 216 раз

Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности

#2 Непрочитанное сообщение WSN »

Петлевые тоннели расположены на "новой" обходной и предназначены, чтобы уменьшить угол подъема/спуска для поездов и уменьшить объем строительных работ.
19.jpg
Вот посмотрите: мы стоим у нижнего портала тоннеля. Внутри горы тоннель делает петлю и поезд выходит над нами, несколькими десятками метрами выше. Вон, видите маленькое синее здание и будку – это выход из тоннеля, в начале которого мы стоим.
20.jpg
Тоннель очень чистый. В некоторых местах он выглядит белым и сверкающим как елочная игрушка. За зиму стены тоннеля промерзают и весной, хотя на улице тепло, на стенах продолжает лежать иней.
21.jpg
Это - промежуточное состояние: ближе к выходу становится теплее и иней начинает сходить со стен. Летом его не будет, а осенью начнется обратный процесс - нарастание инея от порталов тоннеля в глубину.
22.jpg
Вид снаружи:
23a.jpg
Мы опять едем вдоль заброшенной первой обходной трассы. Если о железной дороге заботились, то об автомобильных дорогах никто «не парился» - они же играют вспомогательную роль. И поэтому, сейчас ро этим дорогам может проехать что-то типа "буханки", трясет неимоверно. У моего коллеги началась "морская болезнь" и он высунулся весь в окно. Пришлось фотографировать только вперед. :-)
25a.jpg
Наконец доехали до портала Северомуйского тоннеля. Пока мой коллега приходил в себя, прошел грузовой поезд.
27a.jpg
Северомуйский тоннель. Его длина 15343 метра и строился он с перерывами 26 лет. Почему так долго? Тоннель идет через четыре тектонических разломов шириной т 5 до 900 метров. Приток воды из пород огромен и его надо отводить. Причем, это горячая вода! Поэтому тоннель построен двускатным (уклон приблизительно от середины к обоим порталам) – то есть вода может идти из тоннеля самотеком. Тоннель однопутный, но параллельно ему идет тоннель «метрошного размера» для обслуживания ( и как спасательный).
«Станция» сервисного тоннеля и рабочий поезд:
28.jpg
29a.jpg
Вот смотрите, сервисный тоннель очень похож на тоннель метро
34.jpg
А это сам рабочий тоннель для поездов
31.jpg
Переходы между основным и сервисным тоннелями, которые в случае остановок или пожара будут путями эвакуации
32.jpg
Тоннель должен проветриваться, чтобы и людям и технике было комфортно работать, чтобы не разрушались конструкции
Система вентиляции, за вентиляцию отвечают громадные вентиляторы
33.jpg
Портал основного тоннеля. Так как в тоннеле всегда тепло от термальных вод, то зимой порталы тоннеля закрываются воротами, чтобы холодный воздух не заходил в тоннель.
35.jpg
Ворота, вроде бы должны открываться и закрываться автоматически, но, иногда, автоматика не спасает.

Около одного из порталов тоннеля располагается пожарный поезд с запасом воды и пенообразователя, с насосами и комплектов пожарных рукавов.
36a.jpg
37a.jpg
Вылет из Нижнеангарска в Улан-Уде.
40.jpg
И погода кардинально меняется: солнышко и достаточно тепло.
Самолет в Москву вылетал следующим утром. Мы специально не стали останавливаться в самом Улан-Уде, а остановились в традиционной гостинице около аэропорта – отсюда очень близко до Иволгинского дацана, центра буддийской традиционной религии в России.
Новый дацан в селе Верхняя Иволга очень молодой – его строительство начато в 1945году. А в 70-х годах прошлого столетия были построены большинство храмов дацана.
Мы были посередине недели, когда из туристов были только мы.
46.jpg
50b.jpg
Положив свой вклад в монастырскую жизнь, мы прокрутили цилиндры с молитвами, что было разрешено делать туристам.
48.jpg
Прошлись по селу
51a.jpg
50.jpg
Сфотографировали степь вокруг
49a.jpg
52a.jpg
И вернулись в гостиницу - замотали меня все эти переезды, честно сказать. Каждый жил в собственной юрте с пристроенным туалетом и душем. Так что жить было очень комфортно.
42.jpg
43.jpg
Через год, я опять попал на БАМ. И люди меня уже знали, и мне уже было более привычно.
Но об этом напишу чуть позже.

Продолжение будет

Аватара пользователя
tabun
Сообщения: 325
Зарегистрирован: Пн май 26, 2014 3:57 pm
Имя: Александр
Откуда: Геленджик
Благодарил (а): 159 раз
Поблагодарили: 88 раз

Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности

#3 Непрочитанное сообщение tabun »

Сейчас не помню, про какой туннель. Читал недавно в одной из книг про БАМ, что какой-то туннель надо было реанимировать после простоя, а он весь закупорился льдом, протекавшая вода внутри замерзала и образовала ледник.

Тоже есть идея-фикс на Байкал и на БАМ съездить когда-нибудь.

WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 252 раза
Поблагодарили: 216 раз

Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности

#4 Непрочитанное сообщение WSN »

tabun писал(а):
Вс апр 12, 2020 2:13 pm
Сейчас не помню, про какой туннель. Читал недавно в одной из книг про БАМ, что какой-то туннель надо было реанимировать после простоя, а он весь закупорился льдом, протекавшая вода внутри замерзала и образовала ледник.

Тоже есть идея-фикс на Байкал и на БАМ съездить когда-нибудь.
Это Вы читали про Северомуйский тоннель. Несмотря на закрывающиеся ворота, холодный воздух входит в тоннель, когда идет состав. С потолка и стен вода застывает в большие сосульки, которые представляют опасность для проходящих поездов. Вот и приходится службе обслуживания постоянно сбивать сосульки в тоннеле - до 5м3 за раз!

Съездить на БАМ и Байкал - дорого, но не пожалеете.

Аватара пользователя
andrey-58
Сообщения: 455
Зарегистрирован: Вт июл 21, 2015 4:54 pm
Имя: андрей в. новиков
Благодарил (а): 160 раз
Поблагодарили: 67 раз

Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности

#5 Непрочитанное сообщение andrey-58 »

А в каком году была сделана эта фотография? download/file.php?id=236986&t=1 этот борт уже четыре года как на консервации... по данным авиа сайтов...
Спасибо за репортаж, интересно.
Да, уходит поколенье "БЕЛОМОРА"....

WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 252 раза
Поблагодарили: 216 раз

Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности

#6 Непрочитанное сообщение WSN »

andrey-58 писал(а):
Вс апр 12, 2020 7:07 pm
А в каком году была сделана эта фотография? download/file.php?id=236986&t=1 этот борт уже четыре года как на консервации... по данным авиа сайтов...
Спасибо за репортаж, интересно.
2013 год, если не ошибаюсь. В связи с "посиделками дома" появилось время порыться в своих собственных архивах.

Аватара пользователя
Серокой
Сообщения: 2316
Зарегистрирован: Пт сен 23, 2011 5:15 pm
Имя: Александр
Откуда: Подольск
Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 57 раз

Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности

#7 Непрочитанное сообщение Серокой »

WSN писал(а):
Сб апр 11, 2020 11:59 am
В смысле «кривых» - стены сделаны зигзагом для большей устойчивости зданий в случае землетрясения.
А точно не против ветра? Я там был тоже... Это ленинградцы строили. И вроде как защищали двор от ветра.

Аватара пользователя
ERWman
Сообщения: 103
Зарегистрирован: Пт апр 25, 2008 10:05 am
Имя: Евгений Запорожченко
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 28 раз

Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности

#8 Непрочитанное сообщение ERWman »

Работал в Северобайкальске в 1983 году. Видел эти дома, разговаривал с местными. Они мне тоже говорили, что дома кривые для сейсмоустойчивости. А еще у них между секциями дома прокладки амортизирующие, чтобы во время толчков дом как гармошка мог изгибаться. Хотя одно другому не мешает - может, и от ветра защита тоже. Я в этих домах не жил - у нас палатки были

WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 252 раза
Поблагодарили: 216 раз

Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности

#9 Непрочитанное сообщение WSN »

Поехали дальше :-)
Во второй раз я попал на БАМ через год, в 2015, в августе.
Как и было по плану, мы летели до Улан-Уде, а потом до Северобайкальска (а точнее, до Нижнеангарска). Самолетик на Нижнеангарск оказался маленьким
95.jpg
Всего шесть или семь пассажиров, с дачным ведром за занавеской в хвосте, вместо туалета.
96.jpg
Судя по отпечаткам в бетоне, на строительстве взлетной полосы использовали и собак.
97.jpg
Погода была шикарная! Внизу лежал Байкал, а вдоль ущелий клубился пар – земля здесь не впитывает, а отдает воду в воздух.
98.jpg
Посадка - и мы на месте. Полет дал другие ощущения: в большом самолете ты как в автобусе, а в маленьком - ты действительно летишь.
99.jpg
И снова тоннели БАМа
100.jpg
Некоторые из них были построены метростроевцами и на портале такая московская буква «М»
101a.jpg
Этот же портал изнутри
102a.jpg
Если тоннель длинный, то необходимо обеспечить его вентиляцию и отопление. Это относится как к метро, так и для железнодорожных тоннелей.
Вот такие нагревательные элементы установлены, чтобы подогревать воздух в зимнее время.
103.jpg
Запасной вентилятор, для тех которые гонят воздух
104a.jpg
Затем мы сели в машину и поехали по дороге поверх тоннеля.
105.jpg
Ребята, кто изготавливает и продает елочки, обратите внимание: ели в Сибири высокие и очень узкие, ветви идут без всяких наклонов (точно, как делаете вы).
Вот и выходит, что вы сибирские ели продаете для макетов средней полосы России или Европы. Нестыковка получается - не жалейте проволоки для более широких елей :)

Из тоннеля, как я писал раньше, надо отводить воду. Вдоль тоннеля делают специальные камеры и из них в окружающую породу выводятся трубы. Вот сюда, по пути наименьшего сопротивления, и поступает вода. Приход воды очень зависит от температуры наверху, над землей, - летом больше, зимой меньше. От осадков, от наличия подземных рек и слоев.
106.jpg
В это тоннеле, собираемая вода течет по канавке вдоль путей в тоннели. В эти канавках есть даже специальные гидрозамки, которые остановят распространение жидкостей, которые легче воды. Это делается на случай пожара или пролива топлива.
107.jpg
Далее эта вода откачивается мощными насосами на поверхность и появляются вот такие реки и ручьи:
123.jpg
Раньше я уже писал, что Северомуйский тоннель протяженностью 15 с лишним километров проходит по сейсмоактивной зоне, пересекает термальные источники. Поэтому зимой в тоннеле теплее, чем на улице. Чтобы влажный воздух не осаждался, на входах тоннеля сделаны ворота, которые открываются автоматически. Вон там, видите желтую вертикальную линию? Это видны откатные ворота
108.jpg
109.jpg
Самое главное, чтобы была хорошая изоляция, иначе зимой всё это чревато большими сосульками.
Мы опять едем поверху. Горы, зелень – это вам не сибирская весна
110a.jpg
111.jpg
Портал тоннеля обходной линии и обслуживающая техника
112a.jpg
113.jpg
Продолжение будет ...
Не болейте!

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2650
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 99 раз
Поблагодарили: 308 раз

Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности

#10 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Спасибо за интересный рассказ.

По-моему, именно про эту обходную линию поверх Северомуйского туннеля я читал статью о жизни местных путейцев, и встретил там фразу "Светофор - лучший друг путейца", - в том смысле, что при появлении медведя путейцы залезали на лесенку светофора повыше и сидели наверху до проезда мотодрезины, которая "патрулировала" линию время от времени - именно для этих случаев.

Вообще на сайте "Гудка" был целый цикл интересных статей про эти места. В 80-е годы, в нулевые, и в наше время.

Ответить

Вернуться в «Пейзажное фото ЖД»