Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности
-
- Сообщения: 1208
- Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
- Имя: Владимир
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 252 раза
- Поблагодарили: 216 раз
Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности
На БАМе я был два раза – один раз весной, а второй летом. И оба раза – по работе.
Попробую показать, что я видел, хотя трудно уложиться только в "железнодорожную тему".
БАМ – это особый мир людей, природы, сооружений. Для меня это было одно из самых больших впечатлений в моей жизни. К сожалению, я увидел лишь малую часть всей дороги.
Для меня БАМ начиналась с Северобайкальска. Сам городок состоит кривых пятиэтажек. В смысле «кривых» - стены сделаны зигзагом для большей устойчивости зданий в случае землетрясения.
Вокзал вроде сделан из типовых элементов, но имеет свое лицо.
Около него, как обычно, установлен паровоз
А с другой стороны вокзала – грузовой вагон
Как обычно, водитель «воевал» со своими пассажирами – жизнь шла своим чередом.
Мы ходили к вокзалу не просто так - возле него продавались самые вкусные манты, пельмени. Там всегда можно было перекусить быстро и дешево.
Для того, чтобы добраться до Северомуйского тоннеля, необходимо сесть на поезд и добраться до Окусикан, маленького поселка, где до сих пор мобильная связь почти не работает. Зато вокруг есть обалденные виды.
Раньше, до открытия Северомуйского тоннеля, поезда следовали по обходной ветки с очень большими уклонами. Поэтому через эту линию могли следовать только грузовые поезда в несколько вагонов, а людей через перевал возили на автобусах.
В 1985-89 годах построили новую обходную ветку длиной 64км, состоящую из серпантинов, виадуков и двумя петлевыми тоннелями, а старый обход был разобран. Поезда шли и идут по этой линии со скоростью не более 20км в час. Ее сохраняют как резерв для тоннеля при увеличения интенсивности движения.
Мы едем вдоль разобранной старой трассы к сооружениям новой обходной ветки.
Новая обходная ветка с галереями, защищающими дорогу от схода лавин.
Защитных галерей много. Одна закончилась – вторая уже на подходе
Что-то есть в северной природе (хотя, честно говоря, Северобайкальск лежит практически на той же самой широте, что и Москва). Вроде бы и не тропики, а выглядит как единая гармония.
Когда БАМ строили – здесь жили тысячи строителей изо всех республик. Дорогу достроили и строители начали разъезжаться. А потом череда кризисов – стране стало не до дороги.
Вот и стоят в тайге заброшенные города. Где их разрушают специально и тайга их захватывает незаметно. А где-то стоит заброшенный памятник. Выглядит он очень странно: если это памятник покорителям тайги, то, где сейчас покорители, а где тайга? Тайга возвращается.
Местные очень гордятся «Чертовым мостом» виадук длиной 360 метров.
Наверное, во мне живет философ – когда я вижу эти гигантские сооружения в тайге, где, ты знаешь, ближайшие люди находятся в десятках километрах от тебя, меня охватывает трепет(?) или, как сказать, гордость за тех людей-муравьев, которые это построили и эксплуатируют. Звучит пафосно, но здесь начинаешь задумываться о жизни.
Продолжение будет...
Попробую показать, что я видел, хотя трудно уложиться только в "железнодорожную тему".
БАМ – это особый мир людей, природы, сооружений. Для меня это было одно из самых больших впечатлений в моей жизни. К сожалению, я увидел лишь малую часть всей дороги.
Для меня БАМ начиналась с Северобайкальска. Сам городок состоит кривых пятиэтажек. В смысле «кривых» - стены сделаны зигзагом для большей устойчивости зданий в случае землетрясения.
Вокзал вроде сделан из типовых элементов, но имеет свое лицо.
Около него, как обычно, установлен паровоз
А с другой стороны вокзала – грузовой вагон
Как обычно, водитель «воевал» со своими пассажирами – жизнь шла своим чередом.
Мы ходили к вокзалу не просто так - возле него продавались самые вкусные манты, пельмени. Там всегда можно было перекусить быстро и дешево.
Для того, чтобы добраться до Северомуйского тоннеля, необходимо сесть на поезд и добраться до Окусикан, маленького поселка, где до сих пор мобильная связь почти не работает. Зато вокруг есть обалденные виды.
Раньше, до открытия Северомуйского тоннеля, поезда следовали по обходной ветки с очень большими уклонами. Поэтому через эту линию могли следовать только грузовые поезда в несколько вагонов, а людей через перевал возили на автобусах.
В 1985-89 годах построили новую обходную ветку длиной 64км, состоящую из серпантинов, виадуков и двумя петлевыми тоннелями, а старый обход был разобран. Поезда шли и идут по этой линии со скоростью не более 20км в час. Ее сохраняют как резерв для тоннеля при увеличения интенсивности движения.
Мы едем вдоль разобранной старой трассы к сооружениям новой обходной ветки.
Новая обходная ветка с галереями, защищающими дорогу от схода лавин.
Защитных галерей много. Одна закончилась – вторая уже на подходе
Что-то есть в северной природе (хотя, честно говоря, Северобайкальск лежит практически на той же самой широте, что и Москва). Вроде бы и не тропики, а выглядит как единая гармония.
Когда БАМ строили – здесь жили тысячи строителей изо всех республик. Дорогу достроили и строители начали разъезжаться. А потом череда кризисов – стране стало не до дороги.
Вот и стоят в тайге заброшенные города. Где их разрушают специально и тайга их захватывает незаметно. А где-то стоит заброшенный памятник. Выглядит он очень странно: если это памятник покорителям тайги, то, где сейчас покорители, а где тайга? Тайга возвращается.
Местные очень гордятся «Чертовым мостом» виадук длиной 360 метров.
Наверное, во мне живет философ – когда я вижу эти гигантские сооружения в тайге, где, ты знаешь, ближайшие люди находятся в десятках километрах от тебя, меня охватывает трепет(?) или, как сказать, гордость за тех людей-муравьев, которые это построили и эксплуатируют. Звучит пафосно, но здесь начинаешь задумываться о жизни.
Продолжение будет...
-
- Сообщения: 1208
- Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
- Имя: Владимир
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 252 раза
- Поблагодарили: 216 раз
Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности
Петлевые тоннели расположены на "новой" обходной и предназначены, чтобы уменьшить угол подъема/спуска для поездов и уменьшить объем строительных работ.
Вот посмотрите: мы стоим у нижнего портала тоннеля. Внутри горы тоннель делает петлю и поезд выходит над нами, несколькими десятками метрами выше. Вон, видите маленькое синее здание и будку – это выход из тоннеля, в начале которого мы стоим.
Тоннель очень чистый. В некоторых местах он выглядит белым и сверкающим как елочная игрушка. За зиму стены тоннеля промерзают и весной, хотя на улице тепло, на стенах продолжает лежать иней.
Это - промежуточное состояние: ближе к выходу становится теплее и иней начинает сходить со стен. Летом его не будет, а осенью начнется обратный процесс - нарастание инея от порталов тоннеля в глубину.
Вид снаружи:
Мы опять едем вдоль заброшенной первой обходной трассы. Если о железной дороге заботились, то об автомобильных дорогах никто «не парился» - они же играют вспомогательную роль. И поэтому, сейчас ро этим дорогам может проехать что-то типа "буханки", трясет неимоверно. У моего коллеги началась "морская болезнь" и он высунулся весь в окно. Пришлось фотографировать только вперед.
Наконец доехали до портала Северомуйского тоннеля. Пока мой коллега приходил в себя, прошел грузовой поезд.
Северомуйский тоннель. Его длина 15343 метра и строился он с перерывами 26 лет. Почему так долго? Тоннель идет через четыре тектонических разломов шириной т 5 до 900 метров. Приток воды из пород огромен и его надо отводить. Причем, это горячая вода! Поэтому тоннель построен двускатным (уклон приблизительно от середины к обоим порталам) – то есть вода может идти из тоннеля самотеком. Тоннель однопутный, но параллельно ему идет тоннель «метрошного размера» для обслуживания ( и как спасательный).
«Станция» сервисного тоннеля и рабочий поезд:
Вот смотрите, сервисный тоннель очень похож на тоннель метро
А это сам рабочий тоннель для поездов
Переходы между основным и сервисным тоннелями, которые в случае остановок или пожара будут путями эвакуации
Тоннель должен проветриваться, чтобы и людям и технике было комфортно работать, чтобы не разрушались конструкции
Система вентиляции, за вентиляцию отвечают громадные вентиляторы
Портал основного тоннеля. Так как в тоннеле всегда тепло от термальных вод, то зимой порталы тоннеля закрываются воротами, чтобы холодный воздух не заходил в тоннель.
Ворота, вроде бы должны открываться и закрываться автоматически, но, иногда, автоматика не спасает.
Около одного из порталов тоннеля располагается пожарный поезд с запасом воды и пенообразователя, с насосами и комплектов пожарных рукавов.
Вылет из Нижнеангарска в Улан-Уде.
И погода кардинально меняется: солнышко и достаточно тепло.
Самолет в Москву вылетал следующим утром. Мы специально не стали останавливаться в самом Улан-Уде, а остановились в традиционной гостинице около аэропорта – отсюда очень близко до Иволгинского дацана, центра буддийской традиционной религии в России.
Новый дацан в селе Верхняя Иволга очень молодой – его строительство начато в 1945году. А в 70-х годах прошлого столетия были построены большинство храмов дацана.
Мы были посередине недели, когда из туристов были только мы.
Положив свой вклад в монастырскую жизнь, мы прокрутили цилиндры с молитвами, что было разрешено делать туристам.
Прошлись по селу
Сфотографировали степь вокруг
И вернулись в гостиницу - замотали меня все эти переезды, честно сказать. Каждый жил в собственной юрте с пристроенным туалетом и душем. Так что жить было очень комфортно.
Через год, я опять попал на БАМ. И люди меня уже знали, и мне уже было более привычно.
Но об этом напишу чуть позже.
Продолжение будет
Вот посмотрите: мы стоим у нижнего портала тоннеля. Внутри горы тоннель делает петлю и поезд выходит над нами, несколькими десятками метрами выше. Вон, видите маленькое синее здание и будку – это выход из тоннеля, в начале которого мы стоим.
Тоннель очень чистый. В некоторых местах он выглядит белым и сверкающим как елочная игрушка. За зиму стены тоннеля промерзают и весной, хотя на улице тепло, на стенах продолжает лежать иней.
Это - промежуточное состояние: ближе к выходу становится теплее и иней начинает сходить со стен. Летом его не будет, а осенью начнется обратный процесс - нарастание инея от порталов тоннеля в глубину.
Вид снаружи:
Мы опять едем вдоль заброшенной первой обходной трассы. Если о железной дороге заботились, то об автомобильных дорогах никто «не парился» - они же играют вспомогательную роль. И поэтому, сейчас ро этим дорогам может проехать что-то типа "буханки", трясет неимоверно. У моего коллеги началась "морская болезнь" и он высунулся весь в окно. Пришлось фотографировать только вперед.
Наконец доехали до портала Северомуйского тоннеля. Пока мой коллега приходил в себя, прошел грузовой поезд.
Северомуйский тоннель. Его длина 15343 метра и строился он с перерывами 26 лет. Почему так долго? Тоннель идет через четыре тектонических разломов шириной т 5 до 900 метров. Приток воды из пород огромен и его надо отводить. Причем, это горячая вода! Поэтому тоннель построен двускатным (уклон приблизительно от середины к обоим порталам) – то есть вода может идти из тоннеля самотеком. Тоннель однопутный, но параллельно ему идет тоннель «метрошного размера» для обслуживания ( и как спасательный).
«Станция» сервисного тоннеля и рабочий поезд:
Вот смотрите, сервисный тоннель очень похож на тоннель метро
А это сам рабочий тоннель для поездов
Переходы между основным и сервисным тоннелями, которые в случае остановок или пожара будут путями эвакуации
Тоннель должен проветриваться, чтобы и людям и технике было комфортно работать, чтобы не разрушались конструкции
Система вентиляции, за вентиляцию отвечают громадные вентиляторы
Портал основного тоннеля. Так как в тоннеле всегда тепло от термальных вод, то зимой порталы тоннеля закрываются воротами, чтобы холодный воздух не заходил в тоннель.
Ворота, вроде бы должны открываться и закрываться автоматически, но, иногда, автоматика не спасает.
Около одного из порталов тоннеля располагается пожарный поезд с запасом воды и пенообразователя, с насосами и комплектов пожарных рукавов.
Вылет из Нижнеангарска в Улан-Уде.
И погода кардинально меняется: солнышко и достаточно тепло.
Самолет в Москву вылетал следующим утром. Мы специально не стали останавливаться в самом Улан-Уде, а остановились в традиционной гостинице около аэропорта – отсюда очень близко до Иволгинского дацана, центра буддийской традиционной религии в России.
Новый дацан в селе Верхняя Иволга очень молодой – его строительство начато в 1945году. А в 70-х годах прошлого столетия были построены большинство храмов дацана.
Мы были посередине недели, когда из туристов были только мы.
Положив свой вклад в монастырскую жизнь, мы прокрутили цилиндры с молитвами, что было разрешено делать туристам.
Прошлись по селу
Сфотографировали степь вокруг
И вернулись в гостиницу - замотали меня все эти переезды, честно сказать. Каждый жил в собственной юрте с пристроенным туалетом и душем. Так что жить было очень комфортно.
Через год, я опять попал на БАМ. И люди меня уже знали, и мне уже было более привычно.
Но об этом напишу чуть позже.
Продолжение будет
- tabun
- Сообщения: 325
- Зарегистрирован: Пн май 26, 2014 3:57 pm
- Имя: Александр
- Откуда: Геленджик
- Благодарил (а): 159 раз
- Поблагодарили: 88 раз
Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности
Сейчас не помню, про какой туннель. Читал недавно в одной из книг про БАМ, что какой-то туннель надо было реанимировать после простоя, а он весь закупорился льдом, протекавшая вода внутри замерзала и образовала ледник.
Тоже есть идея-фикс на Байкал и на БАМ съездить когда-нибудь.
Тоже есть идея-фикс на Байкал и на БАМ съездить когда-нибудь.
-
- Сообщения: 1208
- Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
- Имя: Владимир
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 252 раза
- Поблагодарили: 216 раз
Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности
Это Вы читали про Северомуйский тоннель. Несмотря на закрывающиеся ворота, холодный воздух входит в тоннель, когда идет состав. С потолка и стен вода застывает в большие сосульки, которые представляют опасность для проходящих поездов. Вот и приходится службе обслуживания постоянно сбивать сосульки в тоннеле - до 5м3 за раз!tabun писал(а): ↑Вс апр 12, 2020 2:13 pmСейчас не помню, про какой туннель. Читал недавно в одной из книг про БАМ, что какой-то туннель надо было реанимировать после простоя, а он весь закупорился льдом, протекавшая вода внутри замерзала и образовала ледник.
Тоже есть идея-фикс на Байкал и на БАМ съездить когда-нибудь.
Съездить на БАМ и Байкал - дорого, но не пожалеете.
- andrey-58
- Сообщения: 455
- Зарегистрирован: Вт июл 21, 2015 4:54 pm
- Имя: андрей в. новиков
- Благодарил (а): 160 раз
- Поблагодарили: 67 раз
Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности
А в каком году была сделана эта фотография? download/file.php?id=236986&t=1 этот борт уже четыре года как на консервации... по данным авиа сайтов...
Спасибо за репортаж, интересно.
Спасибо за репортаж, интересно.
Да, уходит поколенье "БЕЛОМОРА"....
-
- Сообщения: 1208
- Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
- Имя: Владимир
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 252 раза
- Поблагодарили: 216 раз
Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности
2013 год, если не ошибаюсь. В связи с "посиделками дома" появилось время порыться в своих собственных архивах.andrey-58 писал(а): ↑Вс апр 12, 2020 7:07 pmА в каком году была сделана эта фотография? download/file.php?id=236986&t=1 этот борт уже четыре года как на консервации... по данным авиа сайтов...
Спасибо за репортаж, интересно.
- Серокой
- Сообщения: 2316
- Зарегистрирован: Пт сен 23, 2011 5:15 pm
- Имя: Александр
- Откуда: Подольск
- Благодарил (а): 60 раз
- Поблагодарили: 57 раз
Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности
А точно не против ветра? Я там был тоже... Это ленинградцы строили. И вроде как защищали двор от ветра.
- ERWman
- Сообщения: 103
- Зарегистрирован: Пт апр 25, 2008 10:05 am
- Имя: Евгений Запорожченко
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 123 раза
- Поблагодарили: 28 раз
Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности
Работал в Северобайкальске в 1983 году. Видел эти дома, разговаривал с местными. Они мне тоже говорили, что дома кривые для сейсмоустойчивости. А еще у них между секциями дома прокладки амортизирующие, чтобы во время толчков дом как гармошка мог изгибаться. Хотя одно другому не мешает - может, и от ветра защита тоже. Я в этих домах не жил - у нас палатки были
-
- Сообщения: 1208
- Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
- Имя: Владимир
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 252 раза
- Поблагодарили: 216 раз
Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности
Поехали дальше
Во второй раз я попал на БАМ через год, в 2015, в августе.
Как и было по плану, мы летели до Улан-Уде, а потом до Северобайкальска (а точнее, до Нижнеангарска). Самолетик на Нижнеангарск оказался маленьким
Всего шесть или семь пассажиров, с дачным ведром за занавеской в хвосте, вместо туалета.
Судя по отпечаткам в бетоне, на строительстве взлетной полосы использовали и собак.
Погода была шикарная! Внизу лежал Байкал, а вдоль ущелий клубился пар – земля здесь не впитывает, а отдает воду в воздух.
Посадка - и мы на месте. Полет дал другие ощущения: в большом самолете ты как в автобусе, а в маленьком - ты действительно летишь.
И снова тоннели БАМа
Некоторые из них были построены метростроевцами и на портале такая московская буква «М»
Этот же портал изнутри
Если тоннель длинный, то необходимо обеспечить его вентиляцию и отопление. Это относится как к метро, так и для железнодорожных тоннелей.
Вот такие нагревательные элементы установлены, чтобы подогревать воздух в зимнее время.
Запасной вентилятор, для тех которые гонят воздух
Затем мы сели в машину и поехали по дороге поверх тоннеля.
Ребята, кто изготавливает и продает елочки, обратите внимание: ели в Сибири высокие и очень узкие, ветви идут без всяких наклонов (точно, как делаете вы).
Вот и выходит, что вы сибирские ели продаете для макетов средней полосы России или Европы. Нестыковка получается - не жалейте проволоки для более широких елей
Из тоннеля, как я писал раньше, надо отводить воду. Вдоль тоннеля делают специальные камеры и из них в окружающую породу выводятся трубы. Вот сюда, по пути наименьшего сопротивления, и поступает вода. Приход воды очень зависит от температуры наверху, над землей, - летом больше, зимой меньше. От осадков, от наличия подземных рек и слоев.
В это тоннеле, собираемая вода течет по канавке вдоль путей в тоннели. В эти канавках есть даже специальные гидрозамки, которые остановят распространение жидкостей, которые легче воды. Это делается на случай пожара или пролива топлива.
Далее эта вода откачивается мощными насосами на поверхность и появляются вот такие реки и ручьи:
Раньше я уже писал, что Северомуйский тоннель протяженностью 15 с лишним километров проходит по сейсмоактивной зоне, пересекает термальные источники. Поэтому зимой в тоннеле теплее, чем на улице. Чтобы влажный воздух не осаждался, на входах тоннеля сделаны ворота, которые открываются автоматически. Вон там, видите желтую вертикальную линию? Это видны откатные ворота
Самое главное, чтобы была хорошая изоляция, иначе зимой всё это чревато большими сосульками.
Мы опять едем поверху. Горы, зелень – это вам не сибирская весна
Портал тоннеля обходной линии и обслуживающая техника
Продолжение будет ...
Не болейте!
Во второй раз я попал на БАМ через год, в 2015, в августе.
Как и было по плану, мы летели до Улан-Уде, а потом до Северобайкальска (а точнее, до Нижнеангарска). Самолетик на Нижнеангарск оказался маленьким
Всего шесть или семь пассажиров, с дачным ведром за занавеской в хвосте, вместо туалета.
Судя по отпечаткам в бетоне, на строительстве взлетной полосы использовали и собак.
Погода была шикарная! Внизу лежал Байкал, а вдоль ущелий клубился пар – земля здесь не впитывает, а отдает воду в воздух.
Посадка - и мы на месте. Полет дал другие ощущения: в большом самолете ты как в автобусе, а в маленьком - ты действительно летишь.
И снова тоннели БАМа
Некоторые из них были построены метростроевцами и на портале такая московская буква «М»
Этот же портал изнутри
Если тоннель длинный, то необходимо обеспечить его вентиляцию и отопление. Это относится как к метро, так и для железнодорожных тоннелей.
Вот такие нагревательные элементы установлены, чтобы подогревать воздух в зимнее время.
Запасной вентилятор, для тех которые гонят воздух
Затем мы сели в машину и поехали по дороге поверх тоннеля.
Ребята, кто изготавливает и продает елочки, обратите внимание: ели в Сибири высокие и очень узкие, ветви идут без всяких наклонов (точно, как делаете вы).
Вот и выходит, что вы сибирские ели продаете для макетов средней полосы России или Европы. Нестыковка получается - не жалейте проволоки для более широких елей
Из тоннеля, как я писал раньше, надо отводить воду. Вдоль тоннеля делают специальные камеры и из них в окружающую породу выводятся трубы. Вот сюда, по пути наименьшего сопротивления, и поступает вода. Приход воды очень зависит от температуры наверху, над землей, - летом больше, зимой меньше. От осадков, от наличия подземных рек и слоев.
В это тоннеле, собираемая вода течет по канавке вдоль путей в тоннели. В эти канавках есть даже специальные гидрозамки, которые остановят распространение жидкостей, которые легче воды. Это делается на случай пожара или пролива топлива.
Далее эта вода откачивается мощными насосами на поверхность и появляются вот такие реки и ручьи:
Раньше я уже писал, что Северомуйский тоннель протяженностью 15 с лишним километров проходит по сейсмоактивной зоне, пересекает термальные источники. Поэтому зимой в тоннеле теплее, чем на улице. Чтобы влажный воздух не осаждался, на входах тоннеля сделаны ворота, которые открываются автоматически. Вон там, видите желтую вертикальную линию? Это видны откатные ворота
Самое главное, чтобы была хорошая изоляция, иначе зимой всё это чревато большими сосульками.
Мы опять едем поверху. Горы, зелень – это вам не сибирская весна
Портал тоннеля обходной линии и обслуживающая техника
Продолжение будет ...
Не болейте!
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2650
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 99 раз
- Поблагодарили: 308 раз
Re: Байкало-Амурская магистраль, Байкал и окрестности
Спасибо за интересный рассказ.
По-моему, именно про эту обходную линию поверх Северомуйского туннеля я читал статью о жизни местных путейцев, и встретил там фразу "Светофор - лучший друг путейца", - в том смысле, что при появлении медведя путейцы залезали на лесенку светофора повыше и сидели наверху до проезда мотодрезины, которая "патрулировала" линию время от времени - именно для этих случаев.
Вообще на сайте "Гудка" был целый цикл интересных статей про эти места. В 80-е годы, в нулевые, и в наше время.
По-моему, именно про эту обходную линию поверх Северомуйского туннеля я читал статью о жизни местных путейцев, и встретил там фразу "Светофор - лучший друг путейца", - в том смысле, что при появлении медведя путейцы залезали на лесенку светофора повыше и сидели наверху до проезда мотодрезины, которая "патрулировала" линию время от времени - именно для этих случаев.
Вообще на сайте "Гудка" был целый цикл интересных статей про эти места. В 80-е годы, в нулевые, и в наше время.