подстаканники
-
- Сообщения: 1682
- Зарегистрирован: Ср окт 06, 2010 12:11 am
- Имя: Александр
- Откуда: Мск
- Благодарил (а): 30 раз
- Поблагодарили: 18 раз
- Контактная информация:
подстаканники
ышшо интересный вопрос - когда и где на ж.д. стали использовать подстаканники?
Русскому человеку автоматика не помеха!
- И.К.С.
- Сообщения: 3895
- Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 9:57 am
- Имя: Ĩ.Ĉ.Š. мӧҗҥҩ ҧрѻҫҭҩ мӥҫҭҿӄѣ Ӥ.Ҟ.Ҫ іљі Ҝѻӊҫҭѩңҭӥԋъ
- Откуда: У.Г.Ж.Д. 13 верста( U.M.M.R.R 13 km)
- Благодарил (а): 199 раз
- Поблагодарили: 129 раз
- Контактная информация:
Re: подстаканники
как то так:A.G. писал(а):ышшо интересный вопрос - когда и где на ж.д. стали использовать подстаканники?
Подстаканник как атрибут чайного стола появился в России в конце 18 века и связан с городским чаепитием. Сразу же подстаканник завоевал популярность у мужского населения: фарфор - это барышням, а сочетание стекла и металла - это для сильной половины человечества.
Считается, что подстаканники современной формы появились в российских пассажирских поездах в бытность С. Ю. Витте директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов (с 1889) и министром путей сообщения Российской империи (в 1892).
Re: подстаканники
Аж Витте приплели. Примерно 90% дореволюционного вагонного парка составляли вагоны 3 и 4 класса. Какие там подстаканники, если кипяток можно брать только на станциях? Зато в Императорских вагонах, подстаканники были уже возможно в 1850-х гг., если не раньше.
-
- Сообщения: 565
- Зарегистрирован: Пт май 17, 2013 7:23 pm
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 5 раз
Re: подстаканники
Всё же появление подстаканников, (разумеется, лишь в вагонах привилегированных классов), тесно связано с оснащением станций "кубовыми", т.е. с возможностью набрать во время стоянки готовый кипяток. Поэтому надо смотреть - когда появляется требование обязательного устройства кубовых. Было ли это при Витте или же ещё до него - я лично не знаю. Хотя, учитывая то внимание, которое С.Ю. уделял развитию пассажирского движения - вполне может быть, что и инициатива устройства кубовых также исходит от него.
-
- Сообщения: 32
- Зарегистрирован: Чт фев 23, 2012 10:43 pm
- Благодарил (а): 110 раз
- Поблагодарили: 41 раз
Re: подстаканники
Озаботился как-то приобретением подстаканника "по теме" - с ж.д. символикой. Удалось добыть экземпляр Укрзалізниці с родной Южной железной дороги (я из Харькова). Дальнейшие поиски на барахолке чего-нибудь антикварного эпохи СССР ни к чему не привели. Один продавец, бывший проводник, сказал, что специальных "железнодорожных" не было. Брались обычные подстаканники и все. Сильно жалею, что не попал на выставку в Питере в 18-м году - приехал на модельную впритык, а "подстаканники" закончились на день раньше. В фотоотчете в Сети был представлен роскошный, с позолотой, с видом нашего Южного вокзала. Даже страшно подумать, сколько он может стоить! Да и с РЖД я бы купил. Кто знает, может тот проводник ошибся и все-таки в СССР были специальные железнодорожные подстаканники?
- И.К.С.
- Сообщения: 3895
- Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 9:57 am
- Имя: Ĩ.Ĉ.Š. мӧҗҥҩ ҧрѻҫҭҩ мӥҫҭҿӄѣ Ӥ.Ҟ.Ҫ іљі Ҝѻӊҫҭѩңҭӥԋъ
- Откуда: У.Г.Ж.Д. 13 верста( U.M.M.R.R 13 km)
- Благодарил (а): 199 раз
- Поблагодарили: 129 раз
- Контактная информация:
Re: подстаканники
были конечно, начиная с 19 века, так что не только СССР но и РИ.
и алюминиевые и мельхиоровые и даже серебрянные.
У меня есть алюминиевый "Малахит" (фирменный поезд МСК - Н.Тагил) и мельхиор "Западно-Сибирская жд" и "Восточно Сибирская жд", но эти уже РФ.
По поиску в инете в основном вылезает новодел, но можно выцепить кое что. например МПС или СВПС середина 20 века.
кроме подстаканников были фарфоровые наборы например "Кама".
https://periskop.su/2041688.html
-
- Сообщения: 1070
- Зарегистрирован: Сб дек 04, 2010 5:52 pm
- Благодарил (а): 142 раза
- Поблагодарили: 55 раз
Re: подстаканники
Такие подстаканники появились в Европе Германии и Богемии в конце 18 века. Только пили из них не чай а горячее вино, чаю предпочитали фарфор. Рискну предположить, что от туда они попали в Россию, так как Мальцов и другие заводы приглашали Богемских мастеров стекла, и часто просто копировали коллекции.