Модульный макет в квартире h0
-
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: Сб окт 09, 2021 5:18 pm
- Имя: Евгений
- Благодарил (а): 13 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Модульный макет в квартире h0
Здравствуйте уважаемые форумчане, я новичок в жд моделизме, загорелся сделать макет дома в масштабе h0.
Я выбрал этот масштаб, потому что помимо жд мне нравятся еще радиоуправляемые модели. Совсем недавно увидел, что можно делать rc модели в 1/87. Есть готовые киты для установки в модели от herpa и viking и получится копия например грузовика в таком мелком масштабе с управлением.
Строить буду эпоху ржд.
Рельсы буду использовать roco line на призме. Мне нравится, что под призму можно спрятать всю электронику и для частой сборки-разборки это лучше, я так понял.
Макет будет модульным, так как я не хочу катать по кругу поезда, а по всей квартире. Покатав, планирую быстро собрать и в стеллаж.
Управление будет цифра, я пока остановился на roco z21 черная с постепенной оцифровкой всего макета, в точности стрелок, светофоров, шлагбаумов и т.д.
Что планируется на макете:
1.Сортировочная горка.
2.Протяженные пути без электрификации.
3.Часть путей с электрификацией. По ним будет ездить сапсан.
4.Автодороги и магистрали.
5.Возможно будут небольшие холмы.
6.Будет улица локомотивов в ряд.
7.Возможно будет спираль скрытая. Опция
8.Разворотный круг в последствии.
9.Мосты.
10. Тоннель под вопросом.
11.Горно обогатительный комбинат/Лесозаготовительный комбинат/Бетонный завод/Ферму и т.д. Я еще не решил, что будет. Может подскажите.
13.Вокзалы.
14.Возможно большой вокзал, где будет много веток.
15. Карьер песочный и щебневый.
Знаю, что замахнулся на серьезное предприятие, но я решил делать по шагам.
1 Шаг. Купить локомотив. Сделано! Куплен roco m62
2 Шаг. Построить план трека в программе anyrail. Сейчас как раз занимаюсь этим. Вот тут и возникли первые проблемы.
Я хочу построить протяженные участки не электрифицированной дороги
Хочу сделать сортировочную горку.
Хочу пустить сапсан с электропутями
3 Шаг. Купить рельсы и стрелки, ориентируясь на план.
4 Шаг и дальше пока рано писать ))).
Я взялся за проектирование макета в программе, набросал комнаты и начал прокладывать путь. Получилось, что на фото.
Прошу совета по правильной и грамотной планировке путей.
https://ibb.co/Hx3RzHD
Я выбрал этот масштаб, потому что помимо жд мне нравятся еще радиоуправляемые модели. Совсем недавно увидел, что можно делать rc модели в 1/87. Есть готовые киты для установки в модели от herpa и viking и получится копия например грузовика в таком мелком масштабе с управлением.
Строить буду эпоху ржд.
Рельсы буду использовать roco line на призме. Мне нравится, что под призму можно спрятать всю электронику и для частой сборки-разборки это лучше, я так понял.
Макет будет модульным, так как я не хочу катать по кругу поезда, а по всей квартире. Покатав, планирую быстро собрать и в стеллаж.
Управление будет цифра, я пока остановился на roco z21 черная с постепенной оцифровкой всего макета, в точности стрелок, светофоров, шлагбаумов и т.д.
Что планируется на макете:
1.Сортировочная горка.
2.Протяженные пути без электрификации.
3.Часть путей с электрификацией. По ним будет ездить сапсан.
4.Автодороги и магистрали.
5.Возможно будут небольшие холмы.
6.Будет улица локомотивов в ряд.
7.Возможно будет спираль скрытая. Опция
8.Разворотный круг в последствии.
9.Мосты.
10. Тоннель под вопросом.
11.Горно обогатительный комбинат/Лесозаготовительный комбинат/Бетонный завод/Ферму и т.д. Я еще не решил, что будет. Может подскажите.
13.Вокзалы.
14.Возможно большой вокзал, где будет много веток.
15. Карьер песочный и щебневый.
Знаю, что замахнулся на серьезное предприятие, но я решил делать по шагам.
1 Шаг. Купить локомотив. Сделано! Куплен roco m62
2 Шаг. Построить план трека в программе anyrail. Сейчас как раз занимаюсь этим. Вот тут и возникли первые проблемы.
Я хочу построить протяженные участки не электрифицированной дороги
Хочу сделать сортировочную горку.
Хочу пустить сапсан с электропутями
3 Шаг. Купить рельсы и стрелки, ориентируясь на план.
4 Шаг и дальше пока рано писать ))).
Я взялся за проектирование макета в программе, набросал комнаты и начал прокладывать путь. Получилось, что на фото.
Прошу совета по правильной и грамотной планировке путей.
https://ibb.co/Hx3RzHD
- railmodel
- Сообщения: 995
- Зарегистрирован: Вс авг 23, 2009 9:12 am
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 115 раз
- Поблагодарили: 80 раз
- Контактная информация:
Re: Модульный макет в квартире h0
Если пути будут закрепленына подмакетнике, то зачем путевой материал на призме? И зачем ограничивать выбор стрелочных переводов одним производителем, притом с 15° крестовиной?Evgeny1987 писал(а): ↑Вс окт 10, 2021 8:11 pmРельсы буду использовать roco line на призме. Мне нравится, что под призму можно спрятать всю электронику и для частой сборки-разборки это лучше, я так понял.
Тем более что электронику удобнее располагать под макетом, где к ней будет доступ.
Строить макет из путевого на призме — это как использовать ноутбук в качестве стационарного компа: модно, но бессмысленно. Призма — для покатушек на полу или на столе.
А все пути, кроме стрелочных переводов, лучше делать из флекса.
Флекс не диктует радиусы и расстояние между осями путей (а на перегонах это важно с точки зрения внешнего вида), да ещё и существенно дешевле.
Радиус кривых на путях, где будет ходить «Сапсан», закладывайте не меньше 1000 мм.Evgeny1987 писал(а): ↑Вс окт 10, 2021 8:11 pm3.Часть путей с электрификацией. По ним будет ездить сапсан.
На более крутых кривых он смотрится совсем плохо, особенно на скорости. Да и на 1000 мм тоже не очень, но пространство-то ограничено...
Тем более что чем меньше радиус, тем чаще придётся ставить опоры контактной сети — или делать контактный провод криволинейным, что весьма непрототипно.
-
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: Сб окт 09, 2021 5:18 pm
- Имя: Евгений
- Благодарил (а): 13 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Модульный макет в квартире h0
А каких бы вы производителей посоветовали?railmodel писал(а): ↑Вт окт 12, 2021 2:53 amЕсли пути будут закрепленына подмакетнике, то зачем путевой материал на призме? И зачем ограничивать выбор стрелочных переводов одним производителем, притом с 15° крестовиной?
Тем более что электронику удобнее располагать под макетом, где к ней будет доступ.
Я думал, что призма не только для этого, но и для частых разборок. Рельсы без призмы не будут боятся еженедельной разборки?
Можно ли использовать электронику от роко, а рельсы и стрелки от другого производителя?
Согласен. Я уже замучился подгонять радиусы внешний с внутренним, чтобы было параллельно. А тут оказывается просто флекс поставить и все. Главное не накосячить с радиусом.
Спасибо, учту радиусы. У меня еще вопрос по контактной сети. Если делать ее на макете, как разбирать и собирать его тогда, там же провода должны идти?railmodel писал(а): ↑Вт окт 12, 2021 2:53 amРадиус кривых на путях, где будет ходить «Сапсан», закладывайте не меньше 1000 мм.
На более крутых кривых он смотрится совсем плохо, особенно на скорости. Да и на 1000 мм тоже не очень, но пространство-то ограничено...
Тем более что чем меньше радиус, тем чаще придётся ставить опоры контактной сети — или делать контактный провод криволинейным, что весьма непрототипно.
И есть ли разница в установке бутафории от настоящей рабочей контактной сети? Это нужно, чтобы локомотив поддерживал такую токопередачу или можно его переделать?
-
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: Сб окт 09, 2021 5:18 pm
- Имя: Евгений
- Благодарил (а): 13 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Модульный макет в квартире h0
Я увидел, что можно сделать модульную конструкцию. Какие модули есть вообще и какие у них достоинства и недостатки?
Я нашел ттрак, ммодуль, фрэйм, модульмастер. Пока остановился на ттрак. Но я так понял, что мне без разницы особо, если я собираюсь использовать для домашних покатушек, а не для выставок.
Я нашел ттрак, ммодуль, фрэйм, модульмастер. Пока остановился на ттрак. Но я так понял, что мне без разницы особо, если я собираюсь использовать для домашних покатушек, а не для выставок.
-
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: Сб окт 09, 2021 5:18 pm
- Имя: Евгений
- Благодарил (а): 13 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Модульный макет в квартире h0
Можете сказать, как цифровой блок управления стрелкой роко спрятать без призмы?
Последний раз редактировалось Evgeny1987 Вт окт 12, 2021 9:15 pm, всего редактировалось 1 раз.
- И.К.С.
- Сообщения: 3895
- Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 9:57 am
- Имя: Ĩ.Ĉ.Š. мӧҗҥҩ ҧрѻҫҭҩ мӥҫҭҿӄѣ Ӥ.Ҟ.Ҫ іљі Ҝѻӊҫҭѩңҭӥԋъ
- Откуда: У.Г.Ж.Д. 13 верста( U.M.M.R.R 13 km)
- Благодарил (а): 203 раза
- Поблагодарили: 130 раз
- Контактная информация:
Re: Модульный макет в квартире h0
не совсем понятен вопрос, спрятать при каких условиях?Evgeny1987 писал(а): ↑Вт окт 12, 2021 9:13 pmМожете сказать, как цифровой блок управления стрелкой роко спрятать без призмы?
на покатушках на полу используя обычные рельсы ?
или рокогеолайн с балластом на модульных подмакетниках - какая высота есть снизу?
Какие стрелки (ручные или с соленоидом), приводы к ним и платы декодеров у вас есть?
штатные соленоиды от роко вполне можно опустить ниже верхней поверхности макета, разместить снизу на фанере примерно так же как в стрелке, просверлить отверстие 8-10 мм там где переводная планка, удлинить проволочный поводок, хотя скорее заменить на Г-образный выведя кончик проволоки в стрелку.
Однако проще взять нормальные приводы для подмакетного размещения.
- railmodel
- Сообщения: 995
- Зарегистрирован: Вс авг 23, 2009 9:12 am
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 115 раз
- Поблагодарили: 80 раз
- Контактная информация:
Re: Модульный макет в квартире h0
Стандарты, собственно, предназначены для обеспечения совместимости модулей разных авторов.Evgeny1987 писал(а): ↑Вт окт 12, 2021 5:05 pmКакие модули есть вообще и какие у них достоинства и недостатки?
...Но я так понял, что мне без разницы особо, если я собираюсь использовать для домашних покатушек, а не для выставок.
Если не предполагается использование своих модулей совместно с чужими, то и смысла придерживаться внешних стандартов нет.
Однако и полностью отрицать возможность участия в совместных покатушках в будущем тоже не стоит. Никогда не говори "никогда", як то кажуть.
На выставку не обязательно тащить весь макет, но некоторые самые интересные части можно: станцию, депо, мост / виадук / путепровод...
Поэтому имеет смысл рассмотреть модульные стандарты, применяемые поблизости от вашего местонахождения. Выбирать стандарт, который никто рядом не использует, смысла нет (если только нет желания основать местный "форпост").
Также надо помнить, что европейские стандарты (тот же FREMO) нашему подвижному составу будут тесноваты, поскольку европейский габарит меньше.
В любом случае, общие соображения таковы:
- Расстояние между осями путей в прямой:
- на двухпутном перегоне: 4100 мм в реале — это 47+ мм в H0. Визуально на перегоне ширина междупутья (между двумя внутренними рельсами) составляет примерно две ширины колеи (чуть меньше). С учётом необходимости уширения междупутья в кривых можно принять это расстояние равным 50 мм для кривых радиусом не менее 1000 мм (в стандарте «Киевский модуль» оно именно такое именно из этих соображений).
58 мм «ЛТ-модуля» или 60 мм «Белорусского модуля» всё-таки визуально широковаты — но допускают радиусы кривых на двухпутном перегоне вплоть до 500–600 мм (однако сами такие кривые смотрятся не очень). - на станции:
- 4800 мм между смежными путями = 55+ мм в H0 — это допускает установку в междупутье карликового светофора с двумя головками (однако есть мнение, что карликовые светофоры популярного пооизводителя «СвеТТофор» переразмерены, и их ширина больше масштабной.
- для установки в междупутье мачтового светофора необходима ширина междупутья 5200 мм = 60 мм в H0.
- Европейский стандарт NEM 112 даёт несколько меньшие цифры, но он разработан по европейские габариты, которые у́же наших.
- на двухпутном перегоне: 4100 мм в реале — это 47+ мм в H0. Визуально на перегоне ширина междупутья (между двумя внутренними рельсами) составляет примерно две ширины колеи (чуть меньше). С учётом необходимости уширения междупутья в кривых можно принять это расстояние равным 50 мм для кривых радиусом не менее 1000 мм (в стандарте «Киевский модуль» оно именно такое именно из этих соображений).
-
- Сообщения: 421
- Зарегистрирован: Сб апр 27, 2013 9:57 pm
- Поблагодарили: 19 раз
Re: Модульный макет в квартире h0
По ЛТ - норме междупутье 58 мм позволяет развернуть модуль минимально-допустимой ширины 350 мм на 180 градусов, используя при сборке любой фронт. 146 + 58 + 146 = 350 мм. На радиусе 1000 - 146 = 854 мм по двухпутке проходят самые длинные вагоны без проблем.
- railmodel
- Сообщения: 995
- Зарегистрирован: Вс авг 23, 2009 9:12 am
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 115 раз
- Поблагодарили: 80 раз
- Контактная информация:
Re: Модульный макет в квартире h0
Если пути будут закреплены на подмакетнике, то функцию механического соединения частей макета (модулей) и объединения путей, проходящих через модули, в единую систему берёт на себя сам подмакетник. Рельсы на стыках модулей могут вообще механически и электрически не соединяться, а лишь точно совмещаться с минимальным зазором. Электрика вся идёт через разъёмы.Evgeny1987 писал(а): ↑Вт окт 12, 2021 1:23 pmЯ думал, что призма не только для этого, но и для частых разборок. Рельсы без призмы не будут боятся еженедельной разборки?
Способов совмещения путей на стыках модулей есть два:
- Концы рельсов выводятся заподлицо с плоскостью стыковочного фланца модуля — так, чтобы при соединении модулей между концами рельсовых плетей оставался минимальный зазор. Концы рельсовых плетей жёстко закрепляются: либо припаиванием к фиксатору (пластинка из фольгированного стеклотекстолита, а в минимальном варианте — два вкрученных под рельсами шурупа), либо специальные стыковые детали в виде шпальной решётки (например, напечатанные на 3D-принтере).
Достоинство способа в том, что при точном совмещении модулей пути сразу оказываются соединены.
Недостаток, притом существенный: при соединении-разъединении и транспортировке модулей можно случайно зацепить конец рельсовой плети и вырвать её, повреждая путь (особенно досадно, когда рядом с краем находится стрелочный перевод). Для смягчения последствий делают так: несколько сантиметров на конце выходящего на фланец пути выполняют отдельным звеном, крепящимся к основанию, но механически не связанным с рельсами, идущими далее — тогда при повреждении пути на торце это предохранительное звено заменяют на запасное. - Путь, выходящий на фланец, не доводят до плоскости фланца на несколько сантиметров на обоих стыкуемых модулях, а в получившийся промежуток устанавливают соединительное рельсовое звено, которое оказывается одной половиной на одном модуле, а другой половиной на другом. По сути это те же два предохранительных звена, соединённые в одно.
Преимуществом этого способа, помимо защиты от повреждения торца пути, выходящего на фланец, является возможность объединять модули с немного разным межпутевым расстоянием — те же 58 и 60 мм, например (на одних КМовских покатушках свели аж 50 и 65 мм, но то был экстрим "не повторяйте это дома").
Недостаток, кроме дополнительных операций при соединении модулей, в том, что эти переходные звенья являются отдельными от самих модулей элементами, отсюда проблемы с балластировкой и визуальной "бесшовностью".