Трофейные крытые вагоны не немецкого типа

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 703 раза
Поблагодарили: 470 раз

Re: Трофейные крытые вагоны не немецкого типа

#101 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

Steamer писал(а):
Пт июл 28, 2023 9:41 am
То есть на "французах" со сдвижной влево дверью и опускающимися люками обозначения тоже должны были наноситься с учетом специфики?
Ага. А на 8 странице темы я даже размещал фото такого вагона, где можно разобрать остатки надписей.
ГойкоМитич писал(а):
Чт янв 20, 2022 11:53 pm
На фото можно разглядеть остатки символа МПС, номера вагона и обозначения грузоподъемности ( похоже, 18т). Примечательно, что все обозначения расположены справа от двери, так как на французском вагоне дверь сдвигается влево. Под символом МПС можно разглядеть ромб - знак переделки с отечественными осями и сцепными приборами. Характерные французские форточки сняты и зашиты досками.
Но есть основания считать, что люки на таких вагонах в обязательном порядке демонтировались и зашивались досками.

Кстати, любопытно, что на французе и символ МПС перенесли на правую сторону. А на изображении итальянца видно, что символ МПС на крайней левой секции, которая дверью не перекрывается. Видимо, возможны были оба варианта - как сделать на конкретном вагоне решали уже на месте сами исполнители.
gorovastitca_1_pravka.jpg
1673301_original_pravka.jpg

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 703 раза
Поблагодарили: 470 раз

Re: Трофейные крытые вагоны не немецкого типа

#102 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

Ранее размещал фото из Госкаталога с полувагонами на строительстве (или восстановлении) Верхнесвирской ГЭС ("Свирьстрой") и один вагон не смог идентифицировать.
ГойкоМитич писал(а):
Пн июл 11, 2022 12:10 pm
...первые два вагона справа относятся к наиболее многочисленному типу немецких полувагонов Om Breslau/Essen (не путать с типами Om Breslau и Om Essen), а вот третий справа вагон очень интересный - с вертикальными и диагональными стойками. Я не могу его идентифицировать и среди немецких полувагонов я таких не припомню.
20240104_124357.jpg

На сайте eisenbahnstiftung.de нашел фото похожих вагонов. Фото 1940 года показывает последствия бомбардировки какой-то бельгийской станции.

Ссылка на источник
[Описание фото и исправленный гугл-перевод]
Bombenangriff (6)

Zerstörte Fahrzeuge auf einem belgischen Bahnhof nach einem deutschen Luftangriff. (1940) Foto: PK (Schulze)

Бомбардировка (6)

Разрушенные вагоны на бельгийском вокзале после налета немецкой авиации. (1940) Фото: П.К. (Шульце)
7493.jpg
Похожие вагоны приведу на отдельном фрагменте - опрокинутый вагон в левой части фрагмента и два полувагона на заднем плане в правой верхней части фрагмента.
7493_fragment.jpg
7493_fragment.jpg (23.03 КБ) 1469 просмотров
Видимо, среди трофейных полувагонов на дорогах СССР встречались и бельгийские типы. Надо будет поискать похожие среди бельгийских полувагонов.

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 703 раза
Поблагодарили: 470 раз

Re: Трофейные крытые вагоны не немецкого типа

#103 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

Ранее, при обсуждении французских металлических полувагонов, И.В.А.Н. приводил фото из Франции. (Ссылка на сообщение) На этом фото, кроме французских полувагонов я заметил и бельгийский полувагон с косыми стойками. Такой же встречался на фото строительства Верхнесвирской ГЭС.

20240113_132522.jpg
20240113_125539.jpg


...и еще одно любопытное наблюдение с этого же фото. В своем сообщении И.В.А.Н. отмечал, что французские металлические полувагоны имеют высоту борта либо 1,4м, либо 1,6м. Для иллюстрации этого различия и приводилось фото из Франции. Но на этом фото можно заметить, что высота стенок бельгийского вагона с косыми стоками такая же, как у "высокого" французского вагона, то есть 1,6м. А "низкий" французский металлический полувагон (с высотой стенок 1,4м) на фото выглядит чуть ниже бельгийского вагона с косыми стойками.

20240113_133734.jpg

Но если присмотрется к фотографии со строительства Верхнесвирской ГЭС,можно заметить, что следом за бельгийским вагоном с косыми стойками стоит вагон очень похожий на французский полувагон, но с более низкими стенками.

20240113_134509.jpg

Думаю, исходя из этих соображений можно сделать вывод о том, что "низкие" французские полувагоны с высотой борта 1,4м также попадались среди трофейных вагонов и работали на территории СССР после войны.

Французские "низкие" полувагоны встречаются как с металлическими, так и с деревянными бортами и по имеющейся фотографии невозможно сказать металлический там вагон или деревянный. Вероятно, в первую очередь старались брать в качестве трофеев металлические полувагоны, хотя и попадание в трофеи полувагонов с деревянными стенками тоже не исключено.

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 703 раза
Поблагодарили: 470 раз

Re: Трофейные крытые вагоны не немецкого типа

#104 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

На сайте "Паровоз ИС" нашлось фото сохранившегося до 2007 года трофейного французского крытого вагона OCEM29 на станции Ярославль-Главный.
Двухосный крытый вагон на ст. Ярославль-Главный, Ярославская обл.
Автор: Огнев О. В. | Фото сделано III.2007, опубликовано 27.X.2023.
Ссылка на источник
20231026_714685.jpg

По-видимому, это тот же самый вагон, фото которого, сделанное в 1988 году в Ярославле, размещал уважаемый Меланж на 2 странице данной темы (ссылка на сообщение).

UPD 14.02.2024г. Эти французские вагоны относятся к категории OCEM 29, а тип этого вагона (без будки) обозначается KKuw 29.
Последний раз редактировалось ГойкоМитич Ср фев 14, 2024 12:28 am, всего редактировалось 2 раза.

Jarda
Сообщения: 1090
Зарегистрирован: Сб дек 04, 2010 5:52 pm
Благодарил (а): 145 раз
Поблагодарили: 62 раза

Re: Трофейные крытые вагоны не немецкого типа

#105 Непрочитанное сообщение Jarda »

....

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 703 раза
Поблагодарили: 470 раз

Re: Трофейные крытые вагоны не немецкого типа

#106 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

И.В.А.Н. писал(а):
Чт янв 06, 2022 1:24 am
на модели Пико высота 1600 мм, ВСЕ СТЕНКИ НЕ НАДО МЕНЯТЬ(!) - там требуется только воспроизвести запорные устройства дверок, спилить косынки и среднее усиление на раме под дверьми, да пару петель убрать с боковых листов перенеся одну по центру 8-)
ну если глубже копнуть, то сточить скругление в углах дверок и сделать прямоугольные клепанные рамки по периметру
Приобрел Пиковский полувагончик, измерил - для конверсии плохо подходит - пилить придется ОЧЕНЬ МНОГО. Вагон Пико шире и существенно длиннее француза.
Сперва что подходит - межосевое расстояние, высота стенок кузова и ширина дверей.
Центральную секцию борта придется сделать существенно уже - можно сточить по 0,5мм рядом со стойками.
Крайние секции борта тоже нужно существенно заузить - но тут лучше вырезать кусок посередине, а потом попытаться восстановить форму выпуклости.
В торцевых стенках нужно немного сузить крайние секции - тоже вырезать лучше по центру.
На дверях изменить форму выпуклости. Кроме того, все стойки на Пико существенно шире - тут либо пилить еще прилично, либо оставить как есть...
Вобщем, работы много и не факт, что получится приемлемо. Я бы не советовал его под конверсию. Лучше купить подходящего француза.

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 703 раза
Поблагодарили: 470 раз

Re: Трофейные крытые вагоны не немецкого типа

#107 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

В теме "Нужна инфа по прототипу вагона" в 2017 году Роман Молочников размещал фото интересных французских вагонов. А недавно в интернете я наткнулся на статью (на французском) об этих вагончиках во Франции.
Продублирую здесь сообщения Романа и фото этих трофейных французов и дополню фотографиями и информацией из французской статьи.
Р.М. писал(а):
Вс янв 08, 2017 2:14 pm
Вот французский вагон на химзаводе в Ефремове, 1987год.
34.jpg
Вот его таблички, попавшие в каталог Я.Дорошенко.
151.jpg
152.jpg
Р.М. писал(а):
Пт янв 13, 2017 8:24 pm
...вот ещё один вагон, который был без табличек. Он очень похож на первый. Думаю, что он такой же. Теперь понятно, что он француз. Что за тип вагона? Вагон этот по моей просьбе снимал Алексей. Это Барыбино, ПМС, 1988 год.
02.jpg

Фото этих вагонов из французской статьи:
Ссылка на источник
Wagon-couvert_PLM_Fasu.jpg
Описание фото на французском и немного исправленный гугл-перевод. писал(а): L’emblématique «Fasu», wagon-couvert du PLM portant l’ancre du gabarit britannique, est le champion du vaste trafic de primeurs nourrissant le Royaume-Uni au prix d’un voyage en ferry sur la Manche. Ci-dessous, son cousin, le «Fau», au gabarit européen, est le grand serviteur des halles de Paris qui nourrissent la France entière. Cliché SNCF région sud-est, apparemment hérité du fonds PLM.

Символически обозначаемый «Fasu», крытый фургон PLM с якорем британского габарита, является лидером огромных перевозок ранних овощей, которыми питается Соединенное Королевство, по цене поездки на пароме через Ла-Манш. Ниже его кузен, «Fau», европейских размеров, является великим слугой парижских рынков, которые кормят всю Францию. Фотография юго-восточного региона SNCF, видимо, унаследованная от фонда PLM.
Wagon-couvert_PLM_Fau.jpg

Насколько можно понять из текста французской статьи, вагоны предназначались для доставки свежих овощей и фруктов из южной Европы на север Франции, а также через Ла-Манш в Великобританию на паромах. Вагон европейского габарита обозначается "Fau", а вагон британского габарита "Fasu". Железнодорожные перевозки овощей и фруктов были достаточно распространенным явлением в Европе с конца 19 века и до 1960-х годов, но постепенно автотранспорт выиграл конкуренцию благодаря развитию автомобильных дорог и появлению скоростных большегрузных автомобилей.

В Википедии также нашлось крупное фото такого вагона (Fasu) из французского железнодорожного музея.
Ссылка на источник
Wagon_couvert_Fasu_475032.jpg
На фото можно разглядеть обозначение базы вагона 6 метров.

Получается, что надпись "FASU" на табличке трофейного вагона из Ефремова - это и есть непосредственно обозначение типа данного вагона - британского габарита, что и объясняет его малую ширину.
Также интересно, что французский оригинал имеет внизу боковых и торцевых стен жалюзи для вентиляции. Для овощного-фруктового вагона это оправдано, но можно предположить, что при эксплуатации этих трофейных вагонов в СССР, жалюзи сразу заделывались досками и вагон использовался просто как крытый вагон несколько большего размера, чем НТВ при той же грузоподъемности в 15-18 тонн.

Коллега А.С. нашел модели этих вагонов у французских мелкосерийщиков (ссылка на сообщение), но при трехзначном ценнике в евро, перспективы их конверсии в отечественный трофейник выглядят весьма сомнительно.
Но меня заинтересовало, что база этого вагона 6м совпадает с базой немецких платформ Штуттгарт. У меня как раз имеется Пиковская платформа, которую как-либо конвертировать или приспособить весьма проблематично из-за некоторых особенностей модели и ее прототипа. Если доработать корпус Пиковского OCEM29 (удлиннить боковые стенки и крышу, а также доработать существующие и добавить недостающие боковые стойки) и поместить на раму пиковской платформы, может получиться вполне бюджетная конверсия...

Р.М.
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 420 раз
Контактная информация:

Re: Трофейные крытые вагоны не немецкого типа

#108 Непрочитанное сообщение Р.М. »

ГойкоМитич писал(а):
Ср окт 09, 2024 4:55 pm

Насколько можно понять из текста французской статьи, вагоны предназначались для доставки свежих овощей и фруктов из южной Европы на север Франции, а также через Ла-Манш в Великобританию на паромах. Вагон европейского габарита обозначается "Fau", а вагон британского габарита "Fasu".

Получается, что надпись "FASU" на табличке трофейного вагона из Ефремова - это и есть непосредственно обозначение типа данного вагона - британского габарита, что и объясняет его малую ширину.
Благодарю за очень интересную информацию!

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 703 раза
Поблагодарили: 470 раз

Re: Трофейные крытые вагоны не немецкого типа

#109 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

На сайте eisenbahnstiftung.de на одном из фото в 1944 году в Гамбурге заметил вагон, очень похожий на французский Fau или Fasu (вероятнее первое). Качество фото плохое, но насколько можно по нему судить, характерные для французского оригинала вентиляционные жалюзи в нижней части боковых и торцевых стен на вагоне отсутствуют (заделаны досками).

Ссылка на источник
[Описание фото и машинный перевод:]
Hamburg 1944 (25)

Penibel wurde jeder Schaden an den Gleisanlagen dokumentiert. Glaubte man 1944 tatsächlich noch, dies einmal den Verursachern in Rechnung stellen zu können ? (29.07.1944) Foto: Walter Hollnagel

Гамбург 1944 (25)

Каждый ущерб, нанесенный железнодорожным путям, был тщательно задокументирован. Действительно ли в 1944 году все еще верили, что смогут взыскать компенсацию с виновных в этом ? (29.07.1944) Фото: Вальтер Холлнагель
55138.jpg
Фрагмент фото с вагоном отдельно:
20241013_212634.jpg

Из этого можно сделать предположение, что жалюзи на таких вагонах заделывались еще немцами и такие вагоны во время войны использовались ими как обычные крытые. Что логично - в охваченной войной Европе трансграничная доставка свежих овощей и фруктов, если и не была невозможной, то явно не являлась приоритетом.

Соответственно, и к нам в трофеи или по репарациям эти вагоны попадали уже в виде обычных крытых, обозначались и использовались соответственно.

Надо будет повнимательнее посмотреть немецкие фото, возможно, попадется более качественное изображение такого вагона.

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 703 раза
Поблагодарили: 470 раз

Re: Трофейные крытые вагоны не немецкого типа

#110 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

ngrw_paul писал(а):
Чт янв 12, 2023 10:39 am
Всем доброго времени суток!
Вот тут viewtopic.php?style=7&f=19&t=6347&start=10 обсуждалась тема сборки из кита финского крытого вагона типа Gb.
В этой связи имеется важный для меня вопрос к сообществу.
Если наши НТВ сплошняком попадали к финнам в качестве трофеев и до сих пор имеются в каких-то там музеях (не был, не знаю), то есть ли свидетельства присутствия таких вот финских вагонов на территории СССР после войны? Например, в каких-нибудь ПМСах или СМП? Уж очень хочется что-то создать не "по мотивам", а под конкретный прототип.
Заранее спасибо!
И да! Финским не владею, поэтому "ихие" сайты для меня - сродни китайской грамоте!
В теме "Что за вагон грузового парка" нашел интересные фотографии. Продублирую здесь сообщения из этой темы:
Manchteyn-tm писал(а):
Сб июл 14, 2012 12:35 am
Итак еще пара вопросов по вагонам:
1) Что это за вагон/музей, это трофейный?
0_8f8a3_c612eb1d_XXXL.jpeg
0_8f8a2_6b212145_-1-orig.jpeg
0_8f8a4_1c3bf41f_-1-orig.jpeg
dednichipor писал(а):
Вс июл 15, 2012 12:00 am
Скорее всего это был финский вагончик(вот таким он мог быть как на этом фото. См. ссылку): http://scaletrainsclub.com/board/downlo ... &mode=view

Вагон серии XG(Gb).jpg
Порывшись в интернете обнаружил, что этот финский вагончик серии Gb (после 1921 года) находится в г.Ухта, в частном "Музее переселенцев ХХ века". Создатель музея Виктор Васильевич Моор, видимо, он же и занимался реставрацией вагона. Откуда взялся этот вагон в музее и как он попал в Ухту - информации не нашлось. Видимо, этот вопрос нужно выяснять у самого владельца музея. Мне попались статьи в интернете об этом музее за 2012 и 2019 года. Надеюсь, этот музей по-прежнему работает. На одной из фотографий в кадр попал стенд, рассказывающий о восстановлении данного вагона, так что фотоматериалы, в принципе, имеются.

При обсуждении этого вагона несколько смущает упоминание о раздвинутых буксовых лапах - для финского вагона делать это не требовалось, так как ширина колеи в Финляндии была почти такая же, как в СССР. Но по имеющимся фотографиям вагона очень сложно сказать раздвинуты там лапы или нет. Возможно просто показалось, что лапы раздвинуты.

По большому счету получается, что финские вагоны могли ходить по СССР. Сложно сказать был этот вагон трофейным с советскими обозначениями или пришел из Финляндии с каким-нибудь оборудованием и имел финские обозначения. Думаю, возможны оба варианта. В дополнение размещу ссылки на статьи из интернета об этом музее и несколько дополнительных фотографий вагона.

"Музей переселенцев 20 века, г.Ухта" от 22.07.2012г на LiveJournal

"Петербуржский DJ Кефир о музее вагончике в Ухте: "Лучше не видел" от 06.07.2019г. на портале "Про Город Ухта"

P1090975.jpg
DSC00315.JPG
P1090974.jpg

Ответить

Вернуться в «Вагоны»