Трофейные полувагоны
- ГойкоМитич
- Сообщения: 1390
- Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
- Благодарил (а): 704 раза
- Поблагодарили: 476 раз
Трофейные полувагоны
В фотогалерее "Паровоз ИС" наткнулся на интересное фото из коллекции Егора Казакова. На фото паровоз 9П с прицепленным трофейным полувагоном.
Описание фото
Вагон немецкий тип "Villach", обозначение Ommru
Если я правильно помню, относится к категории Krigsbauart (Военной постройки), буква "r" в обозначении вагона говорит о возможности эксплуатации на русской колее.
На сайте Дрезденского музея транспорта в архиве вагоностроения Гёрлиц есть несколько заводских фотографий таких вагонов с января 1941 года по февраль 1942 года.
Ссылка на источник
Ссылка на источник
Ссылка на источник
Ссылка на источник
Ссылка на источник
Ссылка на источник
Судя по надписям на вагоне, он имеет следующие характеристики:
Грузоподъемность нормальная 20т
Грузоподъемность максимальная 21т
Площадь пола 24 кв.м.
Длина кузова внутри 8,7м
Длина по буферам 10,1м
Тара 10,2т (насколько я понимаю, может варьироваться на несколько сотен килограмм)
Колесная база 6м
Тормоз Гильдебрандт-Кнорра
На первом фото вагон за №4697 имеет на борту надпись, что вагон работает между Bf Karf O/S и Bf Berlin-Rummelsburg и для этого маршрута одобрена нормальная грузоподъемность 27,5т и максимальная 29т.
Описание фото
Ссылка на источникПаровоз 9П-469 с двухосным полувагоном, Каслинский завод, Челябинская обл.
Автор: Егор Казаков (колл.) | Фото сделано 195?, опубликовано 2.II.2019.
Вагон немецкий тип "Villach", обозначение Ommru
Если я правильно помню, относится к категории Krigsbauart (Военной постройки), буква "r" в обозначении вагона говорит о возможности эксплуатации на русской колее.
На сайте Дрезденского музея транспорта в архиве вагоностроения Гёрлиц есть несколько заводских фотографий таких вагонов с января 1941 года по февраль 1942 года.
Ссылка на источник
Ссылка на источник
Ссылка на источник
Ссылка на источник
Ссылка на источник
Ссылка на источник
Судя по надписям на вагоне, он имеет следующие характеристики:
Грузоподъемность нормальная 20т
Грузоподъемность максимальная 21т
Площадь пола 24 кв.м.
Длина кузова внутри 8,7м
Длина по буферам 10,1м
Тара 10,2т (насколько я понимаю, может варьироваться на несколько сотен килограмм)
Колесная база 6м
Тормоз Гильдебрандт-Кнорра
На первом фото вагон за №4697 имеет на борту надпись, что вагон работает между Bf Karf O/S и Bf Berlin-Rummelsburg и для этого маршрута одобрена нормальная грузоподъемность 27,5т и максимальная 29т.
-
- Сообщения: 1116
- Зарегистрирован: Сб окт 24, 2015 6:55 pm
- Имя: ИВАН
- Откуда: МОСКВА
- Благодарил (а): 1115 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Re: Трофейные полувагоны
От себя добавлю:
на фото Челябинского трофейного вагона слева
на борту, в верхней части, между крайних стоек каркаса заметна маленькая прямоугольная узкая коробочка
( окрашивалась в красный с белой надписью ) - в ней должен находиться, согласно надписи, тех.паспорт вагона.
Размещалась на одном из бортов грузового вагона.
Данный элемент, принятый еще в довоенный период
(30-е ? более точную дату не знаю...) был присущ нашим грузовым вагонам эксплуатировавшимся на отечественой ЖД, где-то до конца 50 -х...
на фото Челябинского трофейного вагона слева
на борту, в верхней части, между крайних стоек каркаса заметна маленькая прямоугольная узкая коробочка
( окрашивалась в красный с белой надписью ) - в ней должен находиться, согласно надписи, тех.паспорт вагона.
Размещалась на одном из бортов грузового вагона.
Данный элемент, принятый еще в довоенный период
(30-е ? более точную дату не знаю...) был присущ нашим грузовым вагонам эксплуатировавшимся на отечественой ЖД, где-то до конца 50 -х...
- ГойкоМитич
- Сообщения: 1390
- Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
- Благодарил (а): 704 раза
- Поблагодарили: 476 раз
Re: Трофейные полувагоны
Этот ящик размещался на всех вагонах в обязательном порядке или попадались в эксплуатации вагоны и без этих ящиков?
- ГойкоМитич
- Сообщения: 1390
- Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
- Благодарил (а): 704 раза
- Поблагодарили: 476 раз
Re: Трофейные полувагоны
Продублирую здесь фото из темы паровозов Ша и Шу (ссылка на сообщение).
На заднем плане из-за паровоза выглядывает как раз такой трофейный полувагон Villach. Фото паровоза Ша-153 найдено в сообществе ВК "Советская железнодорожная коллекция"
На заднем плане из-за паровоза выглядывает как раз такой трофейный полувагон Villach. Фото паровоза Ша-153 найдено в сообществе ВК "Советская железнодорожная коллекция"
-
- Сообщения: 1116
- Зарегистрирован: Сб окт 24, 2015 6:55 pm
- Имя: ИВАН
- Откуда: МОСКВА
- Благодарил (а): 1115 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Re: Трофейные полувагоны
думаю, что в обязательном, с определенного периода, но он распологался только на одном из бортов вагона,ГойкоМитич писал(а): ↑Чт окт 17, 2024 5:12 pmЭтот ящик размещался на всех вагонах в обязательном порядке или попадались в эксплуатации вагоны и без этих ящиков?
(у меня есть фото НТВ времен ВОВ) , поэтому, к сож. сложно атрибутировать точную дату когда их стали устанавливать ..
Есть видимо официальное распоряжение по сети МПС, но к сож. не обладаю такой информацией....
- ГойкоМитич
- Сообщения: 1390
- Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
- Благодарил (а): 704 раза
- Поблагодарили: 476 раз
Re: Трофейные полувагоны
На сайте eisenbahnstiftung.de нашел интересную фотографию трофейного полувагона с Литовской припиской. На фото 1941 года изображен состав с советскими военнопленными в Гомеле.
На первом полувагоне изображен необычно крупный символ НКПС, хорошо читается дорога приписки "ЛИТ", но при этом сохранено и старое название литовской ЖД периода независимости "Lietuvos Geležinkeliai" и номер 7053. Любопытно, что и символ НКПС и название дороги с номером размещены на второй секции борта и только знак грузоподъемности "10т" уехал на третью секцию справа от двери. По идее, символ НКПС должен был располагаться на первой секции, но видимо предвоенные правила размещения знаков и надписей были на такими строгими.
В статье о номерах вагонов (журнал "Вагоны и вагонное хозяйство" №4 за 2020 год, стр.44-45) Павел Кашин отмечал, что в Прибалтийских государствах существовали свои собственные системы нумерации и при вхождении в состав СССР планировалась постепенная перенумерация, но из-за войны это сделать не успели и старая нумерация сохранялась как минимум до 1945 года. Однако, Павел Кашин указывает, что "грузовые вагоны Литовской дороги нумеровались в интервале 16-450 --- 31-801", тогда как полувагон Литовской дороги на фото имеет номер 7053. В качестве гипотезы можно предположить, что этот вагон попал в Литву из Польши в конце 1939 года с присоединением Вильнюса и его просто не успели перенумеровать до вхождения в состав СССР. Но эту гипотезу еще нужно проверять - смотреть какие номера были у польских вагонов в Вильно. Сам вагон, согласно описанию фотографии на сайте eisenbahnstiftung.de, представляет собой прусский О-вагон по типоразмеру IIc4.2, который мог принадлежать и польским, и литовским дорогам.
Ссылка на источник
На первом полувагоне изображен необычно крупный символ НКПС, хорошо читается дорога приписки "ЛИТ", но при этом сохранено и старое название литовской ЖД периода независимости "Lietuvos Geležinkeliai" и номер 7053. Любопытно, что и символ НКПС и название дороги с номером размещены на второй секции борта и только знак грузоподъемности "10т" уехал на третью секцию справа от двери. По идее, символ НКПС должен был располагаться на первой секции, но видимо предвоенные правила размещения знаков и надписей были на такими строгими.
В статье о номерах вагонов (журнал "Вагоны и вагонное хозяйство" №4 за 2020 год, стр.44-45) Павел Кашин отмечал, что в Прибалтийских государствах существовали свои собственные системы нумерации и при вхождении в состав СССР планировалась постепенная перенумерация, но из-за войны это сделать не успели и старая нумерация сохранялась как минимум до 1945 года. Однако, Павел Кашин указывает, что "грузовые вагоны Литовской дороги нумеровались в интервале 16-450 --- 31-801", тогда как полувагон Литовской дороги на фото имеет номер 7053. В качестве гипотезы можно предположить, что этот вагон попал в Литву из Польши в конце 1939 года с присоединением Вильнюса и его просто не успели перенумеровать до вхождения в состав СССР. Но эту гипотезу еще нужно проверять - смотреть какие номера были у польских вагонов в Вильно. Сам вагон, согласно описанию фотографии на сайте eisenbahnstiftung.de, представляет собой прусский О-вагон по типоразмеру IIc4.2, который мог принадлежать и польским, и литовским дорогам.
Ссылка на источник
- ГойкоМитич
- Сообщения: 1390
- Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
- Благодарил (а): 704 раза
- Поблагодарили: 476 раз
Re: Трофейные полувагоны
На сайте Латвийского ЖД-музея тоже нашлась любопытная фотография трофейных полувагонов в мае 1946г. в г. Елагва.
Качество фото плохое, но кое-какие символы разобрать можно. Символ МПС уже расположены левее на первой секции борта. На второй секции сверху короткая надпись - вероятно, название дороги ЛИТ или ЛАТ, ниже в два ряда прибалтийское название дороги в период независимости, еще ниже более короткая надпись - вероятно, номер (скорее всего, из 4 цифр). Обозначение грузоподъемности - справа от двери.
Можно предположить, что после присоединения к СССР на вагонах оставили старое название дорог (относящееся к периоду независимости), чтобы обозначить, что указанный на вагоне номер не общесоюзный, а относится к данной конкретной прибалтийской дороге. После перенумерования вагонов с присвоением общесоюзного номера необходимость в указании местных прибалтийских дорог исчезала и знаки и надписи наносились уже общепринятым способом. Любопытно, что даже в мае 1946 года в Прибалтике встречались не перенумерованные вагоны. Хотя, надо отметить, что полувагоны эти старые, вероятно, используются в рабочих поездах и в местном сообщении - видимо, перенумеровывать просто смысла не было. Проще было оставить как есть до списания.
Ссылка на источник
Фото: Железная дорога на сахарном заводе в Елгаве. На реверсе карандашом написано «Май 1946 года, Елгава».
Качество фото плохое, но кое-какие символы разобрать можно. Символ МПС уже расположены левее на первой секции борта. На второй секции сверху короткая надпись - вероятно, название дороги ЛИТ или ЛАТ, ниже в два ряда прибалтийское название дороги в период независимости, еще ниже более короткая надпись - вероятно, номер (скорее всего, из 4 цифр). Обозначение грузоподъемности - справа от двери.
Можно предположить, что после присоединения к СССР на вагонах оставили старое название дорог (относящееся к периоду независимости), чтобы обозначить, что указанный на вагоне номер не общесоюзный, а относится к данной конкретной прибалтийской дороге. После перенумерования вагонов с присвоением общесоюзного номера необходимость в указании местных прибалтийских дорог исчезала и знаки и надписи наносились уже общепринятым способом. Любопытно, что даже в мае 1946 года в Прибалтике встречались не перенумерованные вагоны. Хотя, надо отметить, что полувагоны эти старые, вероятно, используются в рабочих поездах и в местном сообщении - видимо, перенумеровывать просто смысла не было. Проще было оставить как есть до списания.
Ссылка на источник
Фото: Железная дорога на сахарном заводе в Елгаве. На реверсе карандашом написано «Май 1946 года, Елгава».
- ГойкоМитич
- Сообщения: 1390
- Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
- Благодарил (а): 704 раза
- Поблагодарили: 476 раз
Re: Трофейные полувагоны
На сайте net-film.ru наткнулся на фрагмент кинохроники с трофейными полувагонми. Качество плохое, но насколько смог разобрать, вероятнее всего, типа Om Konigsberg, Breslau и Essen, которые были очень похожи внешне и отличались по технологии. Konigsberg - клепанные с взаимозаменяемые деталями, а Breslau и Essen - сварные. [UPD от 22.10.2024: Вагоны из кинохроники, вероятно, относятся к типу Villach]
Ссылка на источник
Место съёмки указано СССР, Украина. Дата 1955г. Последний вагон имеет закругленную будку,можно предположить, что относится к более позднему типу Breslau или Essen. [UPD от 22.10.2024г. Тормозная будка последнего вагона такая же, как на полувагонах типа Villach]
[UPD от 22.10.2024г. Среди трофеев также встречались полувагоны типов Om Konigsberg, Breslau и Essen]
На сайте trainingone.ru есть любопытная статья об этих полувагонах и их моделях, где можно найти эскизы этих вагонов.
Ссылка на источник
Ссылка на источник
Место съёмки указано СССР, Украина. Дата 1955г. Последний вагон имеет закругленную будку,
[UPD от 22.10.2024г. Среди трофеев также встречались полувагоны типов Om Konigsberg, Breslau и Essen]
На сайте trainingone.ru есть любопытная статья об этих полувагонах и их моделях, где можно найти эскизы этих вагонов.
Ссылка на источник
Последний раз редактировалось ГойкоМитич Вт окт 22, 2024 8:59 am, всего редактировалось 1 раз.