Автоматическое управление ЖД переездом
-
- Сообщения: 505
- Зарегистрирован: Вс авг 23, 2009 6:06 pm
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 10 раз
Автоматическое управление ЖД переездом
Всем привет!
Порыскав по инету в поисках подходящей схемы, имитирущей работу жд переезда, и так ничего и не найдя, решил сотворить нечто подобное. А поскольку в электронике я практически "нуль", то не без помощи инета набросал нижеприведенную схемку (и собрал ее на макетке).
Как известно, работает жд-переезд следующим образом: при приближении ПС на переезде поочередно загораются два красных запрещающих переезд машинам сигнала (звуковую сигнализацию опустим), и через какое-то время опускаются шлагбаумы. После проезда ПС шлагбаумы открываются, светофоры отключаются.
Примерно вот такой алгоритм я и преследовал при составлении схемы. Конечно же, в схеме не учтены временные интервалы включения/отключения светофоров и время моментов поднятия/опускания шлагбаумов, но это, думаю, не смертельно .
Попробую теперь описать работу этой схемы:
SW1 и SW2 - это некие замыкающие контакты (герконы, рельсовые педали и проч), подводимые к рельсам, причем первый - запускает схему, второй - отключает ее;
На эл.мотор М1 подается питание, в результате которого, через шестерни, шлагбаум открывается (если был закрыт). Тут нужно не забыть про концевые выключатели, которые будут отключать мотор по достижении шлагбаумом той или иной крайней точки.
Итак, замыкается SW1. RS-триггер U1 через транзистор Q1 запускает мультивибратор (переездной светофор мигает), который в свою очередь подает импульсы на счетчик-делитель U2. На шестой такт вместо лог "0" с 8-го контакта посылается лог "1", которая стробирует D-триггер U3 и выходы Q1 и |Q1| меняют свои состояния (т е - лог 0 на лог 1 и наоборот). Через транзисторы Q4-Q7 вал мотора М1 начинает вращаться в обратную сторону, закрывая шлагбаум.
ПС проезжает переезд, замыкает SW2 и происходит следующее:
Лог "0" посылается на "сброс" (R) U3, тем самым инвертируя выходы Q1 и |Q1| (шлагбаум открывается), также происходит сброс счетчика U2 (это необходимо для того, чтоб светофор не отключился до полного открытия шлагбаума). В результате на выход QC на 3-й такт поступит лог 1, и сигнал, пройдя группу инверторов U4 A-B-C, окажется на 6-м контакте RS-триггера U1, отключая тем самым мультивибратор (работа приостанавливается до следующего замыкания SW1)
Конечно же, схема не идеальна, поскольку составлена дилетантом . Поэтому, есть такой недостаток: бывает, что при замыкании SW2 сразу же отключается мультивибратор , не давая светодиодам моргнуть по паре раз.
Если в схеме есть ошибки (а они должны быть ), пожалуйста, укажите их. Чувствую, что многовато деталек, но как сделать проще - не соображу
Микроконтроллеры пока не предлагать я в них ни бум-бум, тем более, что не знаю ассемблер
Порыскав по инету в поисках подходящей схемы, имитирущей работу жд переезда, и так ничего и не найдя, решил сотворить нечто подобное. А поскольку в электронике я практически "нуль", то не без помощи инета набросал нижеприведенную схемку (и собрал ее на макетке).
Как известно, работает жд-переезд следующим образом: при приближении ПС на переезде поочередно загораются два красных запрещающих переезд машинам сигнала (звуковую сигнализацию опустим), и через какое-то время опускаются шлагбаумы. После проезда ПС шлагбаумы открываются, светофоры отключаются.
Примерно вот такой алгоритм я и преследовал при составлении схемы. Конечно же, в схеме не учтены временные интервалы включения/отключения светофоров и время моментов поднятия/опускания шлагбаумов, но это, думаю, не смертельно .
Попробую теперь описать работу этой схемы:
SW1 и SW2 - это некие замыкающие контакты (герконы, рельсовые педали и проч), подводимые к рельсам, причем первый - запускает схему, второй - отключает ее;
На эл.мотор М1 подается питание, в результате которого, через шестерни, шлагбаум открывается (если был закрыт). Тут нужно не забыть про концевые выключатели, которые будут отключать мотор по достижении шлагбаумом той или иной крайней точки.
Итак, замыкается SW1. RS-триггер U1 через транзистор Q1 запускает мультивибратор (переездной светофор мигает), который в свою очередь подает импульсы на счетчик-делитель U2. На шестой такт вместо лог "0" с 8-го контакта посылается лог "1", которая стробирует D-триггер U3 и выходы Q1 и |Q1| меняют свои состояния (т е - лог 0 на лог 1 и наоборот). Через транзисторы Q4-Q7 вал мотора М1 начинает вращаться в обратную сторону, закрывая шлагбаум.
ПС проезжает переезд, замыкает SW2 и происходит следующее:
Лог "0" посылается на "сброс" (R) U3, тем самым инвертируя выходы Q1 и |Q1| (шлагбаум открывается), также происходит сброс счетчика U2 (это необходимо для того, чтоб светофор не отключился до полного открытия шлагбаума). В результате на выход QC на 3-й такт поступит лог 1, и сигнал, пройдя группу инверторов U4 A-B-C, окажется на 6-м контакте RS-триггера U1, отключая тем самым мультивибратор (работа приостанавливается до следующего замыкания SW1)
Конечно же, схема не идеальна, поскольку составлена дилетантом . Поэтому, есть такой недостаток: бывает, что при замыкании SW2 сразу же отключается мультивибратор , не давая светодиодам моргнуть по паре раз.
Если в схеме есть ошибки (а они должны быть ), пожалуйста, укажите их. Чувствую, что многовато деталек, но как сделать проще - не соображу
Микроконтроллеры пока не предлагать я в них ни бум-бум, тем более, что не знаю ассемблер
-
- Сообщения: 505
- Зарегистрирован: Вс авг 23, 2009 6:06 pm
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 10 раз
Re: Автоматическое управление ЖД переездом
На днях вернулся опять к этой схеме и решил немного поработать над косяками... А их было немало
В результате: микросхем стало меньше на одну, заменил логику ИЛИ-НЕ на И-НЕ (стало попроще), добавил группу джамперов для выбора временного интервала срабатывния двигателя шлагбаума (две позиции: "укороченный" и "нормальный"), "висящие" ноги микросхем подтянул к шинам питания (теперь перестали возникать ложные срабатывания), устранил проблемму преждевременного отключения светодиодов (шлагбаум еще не открылся, а они уже гасли).
Т.к. в, надеюсь, недалеком будущем буду строить макет с подключением к компу, то и эта схема была расчитана на занятость участка переезда. То есть, если ПС находится на участке с переездом, то компом (при наличии модуля обратной связи) генерируется сигнал сигнал "занято" (видимо, это будет либо "0", либо "1") и подается на эту схему (скорей всего тут нужен будет какой-то адаптер), и переезд закрывается. ПС освобождает этот участок пути - переезд открывается. Как-то так, без герконов и проч датчиков (хотя и их можно подключить в качестве простейшей схемы).
Критика приветствуется
В результате: микросхем стало меньше на одну, заменил логику ИЛИ-НЕ на И-НЕ (стало попроще), добавил группу джамперов для выбора временного интервала срабатывния двигателя шлагбаума (две позиции: "укороченный" и "нормальный"), "висящие" ноги микросхем подтянул к шинам питания (теперь перестали возникать ложные срабатывания), устранил проблемму преждевременного отключения светодиодов (шлагбаум еще не открылся, а они уже гасли).
Т.к. в, надеюсь, недалеком будущем буду строить макет с подключением к компу, то и эта схема была расчитана на занятость участка переезда. То есть, если ПС находится на участке с переездом, то компом (при наличии модуля обратной связи) генерируется сигнал сигнал "занято" (видимо, это будет либо "0", либо "1") и подается на эту схему (скорей всего тут нужен будет какой-то адаптер), и переезд закрывается. ПС освобождает этот участок пути - переезд открывается. Как-то так, без герконов и проч датчиков (хотя и их можно подключить в качестве простейшей схемы).
Критика приветствуется
- Вложения