изделие для работы в зоне аварии ЧАЭС
-
- Сообщения: 1682
- Зарегистрирован: Ср окт 06, 2010 12:11 am
- Имя: Александр
- Откуда: Мск
- Благодарил (а): 30 раз
- Поблагодарили: 18 раз
- Контактная информация:
изделие для работы в зоне аварии ЧАЭС
Садретдинов Рустам (с дополнениями А.Андреева, который также участвовал в этих работах в команде конструкторов от ПКБ ЦТ МПС – вся работа шла по эскизам, без выпуска полноценной документации).
Ч/б фото А.Андреев, цветные с сайта trainpix.org
Чернобыль, точнее, известие о нём, как о глобальной катастрофе, дошло до меня в виде ужасных слухов, порой даже фантастически ужасных, где-то 28 или 29 апреля. Я тогда доучивался на последнем курсе в железнодорожном техникуме им. Ф.Э.Дзержинского, в Москве, когда произошло это ужаснейшее событие в жизни СССР. Техникум я не посещал уже недели три, готовя дипломный проект и собираясь на майские праздники с друзьями пройти на байдарке по Наре от Наро-Фоминска, по Оке до Серпухова. Уже погрузившись в электричку на Киевском вокзале, мой друг Паша Тополюк обратил наше внимание на серьёзность лиц большинства пассажиров, особенно зрелого возраста. Почти из каждого угла неслись слова - Чернобыль… радиация… горы сгоревших людей… Киев… Припять… радиация…. микрорентгены…. радиация…
Кто был помоложе (в том числе и наша компания), те весьма легкомысленно относились к этим словам, списывая все эти слухи и домыслы на бабуськины страсти к сплетням и наведению тени на плетень. Причём, как сейчас помню, частушки и анекдоты про радиацию появились почти сразу. Очень популярной тогда были хохмы на тему обращения друг к другу – типа: ФОН Иванов и ФОН Петров, или Ваше СИЯТЕЛЬСТВО. Безусловно, мы тогда даже и близко не представляли, насколько всё было серьёзно - как наша власть всё это замалчивала, или сообщала какие то детали, представляя их незначительными. Добравшись до Наро-Фоминска, мы, в предвкушении хорошего путешествия, собрав байдарки и уже почти забыв про Чернобыль, пустились в путь по течению.
Путешествие наше ничем поначалу не омрачалось, была гитара, были девушки, был, несмотря на сухой закон, алкоголь, причём это был первый раз, когда водки было мало, и чтоб не искать самогон, мы тогда основательно затарились Каберне и 777 (помните анекдот про анализы крови у Чернобыльцев – «В ВАШЕМ КАБЕРНЕ ЛЕЙКОЦИТОВ НЕ ОБНАРУЖЕНО»?). На второй день путешествия мы подошли к автомосту рядом с дер. Чубарово, как вдруг увидели стоящую перед мостом большую колонну (машин 40-50, как нам тогда показалось) автобусов на Москву, причём эти автобусы перемежались с машинами ГАИ, с включёнными мигалками. Автобусы были битком набиты гражданскими людьми, в основном женщинами и детьми. Наше веселье сразу куда то испарилось после того, как мы, задумав причалить у моста, попытались разузнать, что тут такое творится. Прямо из матюгальников, стоявших на ближайшей к нам милицейской машине, полился отборный мат, с указанием как можно быстрее проваливать отсюда к всевозможным матерям, причём выражения не выбирались вообще. Дополнительным стимулом для нашего поспешного бегства от этого места послужил постоянный плач детей и вой женщин.
Добравшись вечером до дер. Митино, в очень подавленном состоянии, мы зашли в деревенское сельпо за хлебом и новостями. Всюду были разговоры про Чернобыль, вся деревня тревожно гудела на эту тему. Разговор шёл в основном о проходящих колоннах из Чернобыля и о том, что облако радиации уже висит над Москвой.
После увиденной собственными глазами такой колонны, мы уже не так легкомысленно относились к слухам, пытаясь выловить из разговоров частички истины. Утром, встав пораньше, мы до обеда на одном дыхании дошли до пос. Пролетарский, где, дождавшись автобуса, рванули домой. Несмотря на праздники, я на следующий день поехал в техникум, чтобы начать делать дополнение к диплому в виде реального задания на тему «Тяга поездов». Придя в аудиторию, я встретил начальника тепловозного отделения Н.К.Кожемякина. За время учёбы мы с ним очень сошлись на паровозной теме, он был большим любителем серии Л.. Он сказал мне, что в депо Люблино готовят тепловоз для Чернобыльской АЭС, и предложил поучаствовать в этом деле. Немного раньше я услышал об этом от отца и, будучи уже в теме, сразу согласился, благо ехать до депо было пару остановок.
Добравшись до депо, я был отряжён в распоряжение мастера топливного цеха А.И.Кислова. В опытном цеху лежали листы свинца, примерно 2000 х 2000 х 50, и собранные с разных цехов люди рубили эти листы на небольшие пластины. Причём делали они это при помощи топоров и кувалд. Постоянно к нам подъезжал кар и забирал их в цех БПР (большой периодический ремонт или ТР-2) Там стояла пара обычных платформ, выкрашенных полностью, включая малейший болтик, в белую краску. С кара свинец поднимала кран-балка, перенося этот груз на середину платформы, где несколько человек при помощи паяльных ламп собирали из этих пластин будку размером около 2500 х 4000 и высотой около 3 метров. Толщина стен в этом сооружении с четырмя крохотными окнами-бойницами, с одним небольшим люком для входа и выхода, составляла порядка 30 сантиметров. Через Z-образный свинцовый короб вовнутрь заходило 6 многожильных кабелей, закрытых и зачеканенных свинцовыми полосами по всей длине пролегания их на поверхности платформы. Повторюсь, что все готовые участки сразу же закрашивались белой краской.
В цехе профилактики (ТО-3, ТР-1) у аккумуляторного цеха стояли тепловозы ТЭМ2, также почти полностью закрашенные белой краской. Мне пояснили, что тепловозы должны работать на дистанционном управлении, людей в них не будет. Сцепленная с ним упомянутая платформа будет оборудована обыкновенным тепловозным пультом управления с переносным добавочным пультиком с другого борта, с которых машинист и будет управлять движением локомотива. Весь обзор обеспечивали 4 крохотных окна (размером где-то с лист формата А4) на торцевых стенках бункера по углам, закрытых несколькими слоями свинцовистого стекла – видимость через них очень слабая. На крыше бункера смонтировали двухступенчатую армейскую фильтровентиляционную установку в комплекте с кондиционером от ЧС7.
Какой-то человек в военной форме в звании майора, скорее всего, пожарный, объяснял нам, что тепловозы будут подавать на реактор вагоны с цементом и водой, не углубляясь ни в какие подробности. Предыдущие попытки использовать телемеханические системы управления и телекамеры успехом не увенчались – в условиях сильнейшей радиации вся электроника очень быстро выходила из строя.
Соорудили мы тогда в депо эти конструкции довольно быстро, всего за каких-то 3 дня, причём механическая часть, покраска, нарубание свинца и монтаж будок для обслуживающего персонала занял 1,5 дня. Остальное время заняла наладка систем управления – пульты завод дал совершенно сырые и электрикам пришлось их существенно перемонтировать, а ТЭМ2 для люблинцев был машиной незнакомой – весь парк маневрушек был чешского производства. Номера тепловозов я не знаю, так как они к моему приходу были конкретно закрашены. Знаю только, что прибыли они откуда-то с Октябрьской дороги или же с завода были переданы на переоборудование. Также знаю, что подобную конструкцию сделали ещё и в депо Лихоборы. Где-то в десятых числах мая тепловозы, после полной проверки работоспособности, были переданы на МОЖД в Угрешскую, откуда убыли в Чернобыль. Дальнейшая судьба этих локомотивов нам неизвестна, хотя доходили слухи об их успешной работе. Очевидно, что они до сих пор находятся в Чернобыльской зоне, возможно, даже в исправном состоянии. В жизненном водовороте единственная фотография этой установки, которую я тогда сделал, оказалась утерянной безвозвратно. Заканчивая данный рассказ, я хотел бы обратиться к читателям – может, кому и известна судьба людей, работавших тогда на этих тепловозах, впрочем, как и какие то сведения о работе этих установок. Я очень надеюсь, что те кабины, которые мы тогда сотворили, спасли жизнь тем неизвестным героям-машинистам, и возможно, косвенно многим тем, кто участвовал тогда в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Упаси нас всех Господи от таких бед и ныне!
- Вложения
Последний раз редактировалось A.G. Чт ноя 10, 2016 3:14 pm, всего редактировалось 2 раза.
Русскому человеку автоматика не помеха!
- Новокузнечанин
- Сообщения: 78
- Зарегистрирован: Ср фев 29, 2012 6:20 am
Re: изделие для работы в зоне аварии ЧАЭС
Тепловоз до сих пор на АС?
Масштаб ТТ, только россиская тематика. Кузбасс, уголь. ВЛ10у.
И ни каких паровозов!
И ни каких паровозов!
- Серокой
- Сообщения: 2316
- Зарегистрирован: Пт сен 23, 2011 5:15 pm
- Имя: Александр
- Откуда: Подольск
- Благодарил (а): 60 раз
- Поблагодарили: 57 раз
Re: изделие для работы в зоне аварии ЧАЭС
Ох, а вот фото, что ниже, в статье не было!
Спасибо большое!
Спасибо большое!
-
- Сообщения: 1682
- Зарегистрирован: Ср окт 06, 2010 12:11 am
- Имя: Александр
- Откуда: Мск
- Благодарил (а): 30 раз
- Поблагодарили: 18 раз
- Контактная информация:
Re: изделие для работы в зоне аварии ЧАЭС
в статье была только 1я фотка - вот её опять найти не могу даже в скане
потому и дал эти фото (только что их нашёл у себя в закромах - всего-то без малого 26 лет пролежали) вместе с текстом статьи - чтоб в библиотеке всё вместе лежало
ОСергеев тоже хочет эти фото как продолжение статьи публиковать
потому и дал эти фото (только что их нашёл у себя в закромах - всего-то без малого 26 лет пролежали) вместе с текстом статьи - чтоб в библиотеке всё вместе лежало
ОСергеев тоже хочет эти фото как продолжение статьи публиковать
Русскому человеку автоматика не помеха!
Re: изделие для работы в зоне аварии ЧАЭС
На данный момент два тепловоза которые были переоборудованы под дистанционное управление для обслуживания подъездных путей в районе ЧАЭС, а это тепловозы ТЭМ2У-8515 и ТЭМ2У-8519 стоят на вечном покое на станции Янов, Юго-Западной ЖД. http://www.trainpix.org/vehicle/19820/#n19582, и http://www.trainpix.org/vehicle.php?vid=19821
- Алексий
- Сообщения: 1681
- Зарегистрирован: Вс апр 24, 2011 1:46 am
- Имя: Алексей
- Откуда: г.Владимир
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 128 раз
Re: изделие для работы в зоне аварии ЧАЭС
второй тепловоз похоже левый вовсе -не от изделия
Любить родину
надо в любой позе
в которую она
тебя поставила .
надо в любой позе
в которую она
тебя поставила .
Re: изделие для работы в зоне аварии ЧАЭС
ТЭМ2У-8515 порезали год с лишнем назад на металл
ТЭМ2У-8519 пока стоит...
ТЭМ2У-8519 пока стоит...
- Алексий
- Сообщения: 1681
- Зарегистрирован: Вс апр 24, 2011 1:46 am
- Имя: Алексей
- Откуда: г.Владимир
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 128 раз
Re: изделие для работы в зоне аварии ЧАЭС
а разве 8519 от "изделия "? с чего вы взяли? -что он рядом стоит лишь с этого ?
Любить родину
надо в любой позе
в которую она
тебя поставила .
надо в любой позе
в которую она
тебя поставила .
-
- Сообщения: 1682
- Зарегистрирован: Ср окт 06, 2010 12:11 am
- Имя: Александр
- Откуда: Мск
- Благодарил (а): 30 раз
- Поблагодарили: 18 раз
- Контактная информация:
Re: изделие для работы в зоне аварии ЧАЭС
Лёш!
с того, что их сделали два изделия и номера машин были через 4,
8515 был с первым Изделием и засветился у меня на фото, а второй в день съёмки был в цехе
с того, что их сделали два изделия и номера машин были через 4,
8515 был с первым Изделием и засветился у меня на фото, а второй в день съёмки был в цехе
Последний раз редактировалось A.G. Ср июл 12, 2017 9:29 am, всего редактировалось 1 раз.
Русскому человеку автоматика не помеха!
- Алексий
- Сообщения: 1681
- Зарегистрирован: Вс апр 24, 2011 1:46 am
- Имя: Алексей
- Откуда: г.Владимир
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 128 раз
Re: изделие для работы в зоне аварии ЧАЭС
что два я в курсе от тебя же , но второй на снимке с чернобыля тепловоз не имеет переделки ( имеется ввиду фото брошенных ) ...отсюда и странность
Любить родину
надо в любой позе
в которую она
тебя поставила .
надо в любой позе
в которую она
тебя поставила .