Что это такое узкой колеи?
Re: Что это такое узкой колеи?
Не имел он серии "В", тем более, в СССР.
Это ошибка, связанная с тем, что в Эстонии к этим паровозам прицепляли тендера от военно-полевых "Крауссов" серии В. Уже писал об этом.
Это ошибка, связанная с тем, что в Эстонии к этим паровозам прицепляли тендера от военно-полевых "Крауссов" серии В. Уже писал об этом.
Труд сделал из обез'яны человека, а из чайника - паровую машину...
- ГойкоМитич
- Сообщения: 1339
- Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
- Благодарил (а): 676 раз
- Поблагодарили: 412 раз
Re: Что это такое узкой колеи?
В качестве гипотезы можно предположить, что St.G - это швейцарский Санкт-Галлен. Узкоколейка там имеется.glorg писал(а): ↑Ср мар 27, 2019 2:21 pmПриветствую!
Еще здесь я не задавал этот вопрос. Есть крытый двухосный товарный вагон, вот такой:
О нем известно, что
* обе оси этого вагона имеют подвижную конструкцию (фактически, одноосные тележки)
* на буксах клеймо St.G
* колея 750 мм
* вагон постройки конца XIX века.
* находился с 1946 года в Харькове на ДЖД
Других сведений по этому вагону нет.
Если по какой-то случайности у кого-нибудь из вас есть сведения (любые - технические характеристики, чертежи, фотографии до 1990 года, информация, где, кем и когда могли быть построены или эксплуатировались вагоны такой конструкции) о таком или таких вагонах, а также о расшифровке клейма St.G - большая просьба поделиться. Можно также писать автору сайта Малой Южной ЖД.
- glorg
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: Ср мар 27, 2019 1:43 pm
- Имя: Евгений К.
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 14 раз
Re: Что это такое узкой колеи?
ГойкоМитич, спасибо!
Надо будет покопаться и в эту сторону тоже. С швейцарскими узкоколейками не знаком совсем, а беглым поиском находится только упоминание про дороги метровой колеи в Санкт-Галлене. Правда, возникает еще один вопрос, как вагон с такой принадлежностью мог попасть в СССР, но все может быть...
Надо будет покопаться и в эту сторону тоже. С швейцарскими узкоколейками не знаком совсем, а беглым поиском находится только упоминание про дороги метровой колеи в Санкт-Галлене. Правда, возникает еще один вопрос, как вагон с такой принадлежностью мог попасть в СССР, но все может быть...
-
- Сообщения: 1703
- Зарегистрирован: Вт июл 15, 2014 1:07 pm
- Имя: Дмитрий
- Благодарил (а): 130 раз
- Поблагодарили: 88 раз
Re: Что это такое узкой колеи?
Обыкновенный военный трофей. Тащили все, что подвернется под руку - почему бы и не вывезти вагон, если где-то попался в ходе наступления. Особенно если колею переделывать не надо - двойной профит.
- glorg
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: Ср мар 27, 2019 1:43 pm
- Имя: Евгений К.
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 14 раз
Re: Что это такое узкой колеи?
Вот тут и начинается самое интересное. Скорее всего, это действительно военный трофей, но а) какой войны б) где был захвачен, кому принадлежал, для кого строился, кем строился и почему оттуда попал аж на Украину. Обо всем этом можно только догадываться. Где и у кого захватили - в общем, дело не сильно важное, а вот для кого и кем строился - хороший вопрос. Однозначного ответа пока нет, есть несколько предположений из разных источников. Что правда, "швейцарский вариант" не фигурирует нигде.DmitriSkif писал(а): ↑Пт дек 20, 2019 2:10 pmОбыкновенный военный трофей. Тащили все, что подвернется под руку - почему бы и не вывезти вагон, если где-то попался в ходе наступления. Особенно если колею переделывать не надо - двойной профит.
Кстати, все время пребывания в Харькове, с 1946 года, у вагона одна букса не родная, на ней нет клейма и она не такой формы. Возможно, "восстанавливали на скорую руку", и да, это, наиболее вероятно, действительно не репарация, а именно трофей, пострадавший "в процессе передачи новому владельцу".
Что касается колеи, могли и переделать (760->750).
Если же предположить, что это действительно вагон, предназначавшийся для дороги в Санкт-Галлене, то тогда а) маловероятно, что это трофей - Швейцария была нейтральной, и свои вагоны, насколько знаю, не поставляла (уже странно, а, учитывая имевшее место в Харькове пребывание еще двух вагонов, построенных на таких же рамах, но переделанных на ХВРЗ в пассажирские, вообще не совсем понятно - почему тогда два перестроили в пассажирские, а один оставили грузовым). б) как я понимаю, в Швейцарии и колея в основном метровая, а вагон явно не для метровой колеи, он узкий. Была ли там узкоколейка с 750 мм? Не утверждаю ничего, могла и быть, не обладаю должным уровнем информации для каких бы то ни было утверждений. Тогда в) если постройка австрийская или немецкая - возможно, реквизирован без передачи заказчику (но все это звучит неубедительно, слишком много "если"). Тем не менее, проверить на досуге тоже надо будет.
Пока сугубо субъективно наиболее вероятно выглядит, что это Австро-Венгрия для Австро-Венгрии же (для дорог с маленькими радиусами), а потом в результате двух войн и множественных перекроек границ вагон могло занести в Польшу или Германию, откуда, собственно, попал в СССР. Опять же, вариантов этого процесса много, узнать точно, думаю, невозможно, и не суть важно. Вопрос в том, какая именно часть этой самой Австро-Венгрии для какой части строила, где, на каких Балканах, оригинальный заказчик и кто производитель. Самое неприятное, что таблички заводской нет. Была бы - не было бы вопроса, пожалуй. Но раму обшарили всю, таблички нет.
В любом случае, всем спасибо за предположения!
- ГойкоМитич
- Сообщения: 1339
- Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
- Благодарил (а): 676 раз
- Поблагодарили: 412 раз
Re: Что это такое узкой колеи?
На самом деле, Санкт-Галлен - маловероятно. Ну, просто никакая другая расшифровка на немецком не подходит. Полагаю, вероятнее всего трофей из Закарпатья, Буковины или Румынии. Стоит пошукать тамошние узкоколейки (Чеословакия, Румыния, Венгрия, Австрия, может Югославия, маловероятно - Италия, но подобные могут и там обнаружиться). Вероятнее всего на буксе обозначение металлургического предприятия, выпустившего буксы. А в Восточной Европе вполне может найтись мелкий заводик St.G. - венгерский, румынский или чешский. Но если все-таки Санкт-Галлен, то скорее всего, в Швейцарии закупили только буксы для вагона в качестве запчастей. Думаю, сам вагон к Швейцарии никакого отношения не имеет. Он больше похож на австро-венгерский.glorg писал(а): ↑Пт дек 20, 2019 12:57 pmГойкоМитич, спасибо!
Надо будет покопаться и в эту сторону тоже. С швейцарскими узкоколейками не знаком совсем, а беглым поиском находится только упоминание про дороги метровой колеи в Санкт-Галлене. Правда, возникает еще один вопрос, как вагон с такой принадлежностью мог попасть в СССР, но все может быть...
Неплохо бы еще размеры его узнать - длину, ширину, высоту, межосевое расстояние...
UPD Еще на сайте Харьковской ДЖД нашел интересную инфу:
То есть, этот вагон - еще довоенный, а до войны в 1940 Харьковская ДЖД получила подвижной состав (паровоз 159) из Гайворона. На фото строительства дороги 1940 года есть похожий двухосный вагон. Так что можно поискать среди трофейных вагонов, полученных в 1939-1940 годах с присоединением западных областей и также поискать среди ПС, работавшего до войны на Гайворонской УЖД.После освобождения города 23 августа 1943 года детская железная дорога представляла собой весьма печальное зрелище. Помимо повреждённого здания вокзала, полностью сгорели паровозное депо и стрелочный пост, оказались взорванным водонапорная башня и красивій Белый каменный мост. Из подвижного состава остался лишь остов единственного вагона, полностью выгоревший изнутри.
Разрушенная станция Парк
Поскольку в первую очередь необходимо было восстанавливать разрушенный город, восстанавливать детскую железную дорогу начали только в конце апреля 1945 года. Рекордными темпами, за 2 месяца (сравните со временем первоначального строительства - 4 года!) дорога была восстановлена (фактически - построена заново), и не просто восстановлена, а продлена еще примерно на 2 км. Из-за дефицита шпал пути на новом участке были уложены с очень большим расстоянием между шпалами. По этому участку предусматривалось движение со скоростью не более 5 км/ч.
Выгоревший четырехосный вагон был восстановлен на Харьковском вагоноремонтном заводе. Специально для ДЖД силами Харьковского вагонного депо ст. Харьков-Пассажирский были построены два двухосных пассажирских вагона. Был найден и возвращен на ДЖД вывезенный немцами крытый двухосный вагон.
Вот эта фотка:
Ссылка на источник
На строительстве Малой Южной. 1940 год. Из архива ХДЖД.
- glorg
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: Ср мар 27, 2019 1:43 pm
- Имя: Евгений К.
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 14 раз
Re: Что это такое узкой колеи?
Кстати, про депо Измаил почему-то мысль не приходила даже. Хотя да, ведь могли и с паровозом вместе передать.ГойкоМитич писал(а): ↑Пт дек 20, 2019 3:40 pmНеплохо бы еще размеры его узнать - длину, ширину, высоту, межосевое расстояние...
...
...
Так что, на мой взгляд, следы этих вагонов имеет смысл поискать в материалах Кишиневской дороги и депо Измаил.
Размеры основные есть как раз, в прилагаемом файлике (простите за кривость рисунка, делалось на скорую руку). Размеры - по осям стоек, по внешнему габариту букс, диаметр колпар - все "приблизительные": мерялось рулеткой, а стойки кузова там от души "пляшут" за давностью лет.
Э.. вдогонку. "Был найден и возвращен на ДЖД вывезенный немцами крытый двухосный вагон." - интересно, откуда на том сайте эта информация? Ни один человек на ДЖД этого не озвучивал. Вот тут точно надо проверить будет.
А по поводу вот этого кадра с вагонетками - как бы это вообще не 50-е годы. Нечто за вагоном больно напоминает ТУ2 (точнее, ТЭУ3-001)
- Вложения
-
- WAGENEXPORT.PDF
- Узкоколейный крытый грузовой вагон, PDF
- (540.59 КБ) 341 скачивание
Последний раз редактировалось glorg Пт дек 20, 2019 6:05 pm, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 1703
- Зарегистрирован: Вт июл 15, 2014 1:07 pm
- Имя: Дмитрий
- Благодарил (а): 130 раз
- Поблагодарили: 88 раз
Re: Что это такое узкой колеи?
На вашем фото "строительства Малой Южной" от 1940-ого года поезд ведет тепловоз ТУ2-054 или даже перестроенный в ТЭУ3 ТУ2-062 (не помню его номер, извините, если ошибся). Построенный в 1956-ом году, да. Он отчетливо виден в хвосте состава.
Со стороны вашего источника информации это стопроцентный "зашквар", намеренный или случайный - тут уж вам решать. Я бы не доверял таким источникам.
Со стороны вашего источника информации это стопроцентный "зашквар", намеренный или случайный - тут уж вам решать. Я бы не доверял таким источникам.
- glorg
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: Ср мар 27, 2019 1:43 pm
- Имя: Евгений К.
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 14 раз
Re: Что это такое узкой колеи?
Источник того фото - скажем так, ненадежный, половина текста при беглом рассмотрении оказалась копипастом с двух других сайтов. Ссылки есть не везде.DmitriSkif писал(а): ↑Пт дек 20, 2019 6:02 pmНа вашем фото "строительства Малой Южной" от 1940-ого года поезд ведет тепловоз ТУ2-054 или даже перестроенный в ТЭУ3 ТУ2-062 (не помню его номер, извините, если ошибся). Построенный в 1956-ом году, да. Он отчетливо виден в хвосте состава.
Со стороны вашего источника информации это стопроцентный "зашквар", намеренный или случайный - тут уж вам решать. Я бы не доверял таким источникам.
Но это фото поднимает попутный вопрос. Не подскажет ли кто, что за тип вагонеток?
- Сергей Т.
- Сообщения: 5078
- Зарегистрирован: Пт сен 10, 2010 4:22 pm
- Имя: Сергей
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 86 раз
Re: Что это такое узкой колеи?
Это гораздо более вероятно, чем принадлежность к железной дороге, маркированная на буксе... скорее уж тогда на табличке, или на борту вагона.ГойкоМитич писал(а):мелкий заводик St.G.
St - возможно, сокращение от Stahl (сталь), Stahlwerk (сталелитейный завод), G - Gesellschaft (общество), либо первая буква в названии города. В общем, версий много.
Я попробовал поискать предприятия Германии начала 19-го века, которые производили буксы, но не преуспел. Тут надо правильно сформулировать вопрос.