Старинные рельсы
Старинные рельсы
Приятель в Ижевске стал разбирать фундамент частного дома и наткнулся на образцы рельсов ориентировочно 1910 года. Высота рельсов 130мм, ширина головки рельсов 63мм, ширина подошвы рельсов 110 мм.Кто-нибудь из знатоков может подсказать, что за обозначения, маркировка на боковой поверхности, рельсов, заводы изготовители?
- glorg
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: Ср мар 27, 2019 1:43 pm
- Имя: Евгений К.
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 14 раз
Re: Старинные рельсы
Приветствую.
Коротко (ну и, понятно, очевидно): на боковой поверхности - т.н. прокатное клеймо, в котором наносились, как правило:
- название предприятия-изготовителя (сталелитейного завода, концерна, общества)
- дата выпуска (год, иногда месяц)
- тип рельса (на отечественных и некоторых немецких)
- название предприятия-заказчика (железной дороги, в ХХ веке ставить практически перестали)
- материал ([каленая]сталь/чугун)
Из того, что прочитал на ваших клеймах:
- А.Ю.Р.З.Б. - клеймо неполное, это А.Ю.Р.З.Б.О., завод в г.Днепре, когда-то назывался "Александровский Южный Российский Завод Брянского Акционерного Общества".
- Демидова Н.Т.З. - один из заводов, принадлежащих роду Демидовых, видимо, НижнеТагильский Завод, соответственно, июль 1911 года, сталь,
- третье клеймо плохо читается, но как бы не НОВ. РОС. ОБЩ. (кратко Н.Р.О., но так рельсы не маркировались) - Завод Новороссийского общества подъездных путей, г. Юзовка (Донецк), июль 1910 г. - очень распространенное клеймо, при том, что это общество часто "катало" под заказ и ставило вместо своего клейма клеймо с названием дороги.
Тип надо смотреть, но, скорее всего, это аналог Р43. Где-то здесь же на форуме мелькал Н.Р.О. или современников-конкурентов каталог с указанием типов.
Уточнение. Тип рельсов - Р33., точнее - IIIa
P.S. Не уверен, что клеймо на фото - именно Н.Р.О. На фото плохо видно, прочитать можно только "ОБЩ" с уверенностью. Если есть желание - можно попробовать
а) простейший способ - приложить бумагу и навести с одной стороны грифелем, чтоб проявились "порожки" клейма
б) направить яркий свет сбоку, сфотографировать, чтоб можно было прочитать по тени
в) Очень полезный совет оказался от Д. Сутягина - очистить клеймо от налета ржавчины металлической щеткой. Как правило, достаточно щетки или "губки" для обдирания краски, несколько минут - и прочтете. По клейму, как правило, легко найти завод-изготовитель. Хотя было клеймо, над которым почти 4 часа пришлось колдовать со щеткой, антиржавчиной, потом еще сделать фотографию с и только с фильтрами в графическом редакторе прочитать - но это был "клинический" случай, клеймо 1880 года, с дореформенной орфографией (з-д Белоселького), и рельс использовался по назначению до 2018 года включительно.
Коротко (ну и, понятно, очевидно): на боковой поверхности - т.н. прокатное клеймо, в котором наносились, как правило:
- название предприятия-изготовителя (сталелитейного завода, концерна, общества)
- дата выпуска (год, иногда месяц)
- тип рельса (на отечественных и некоторых немецких)
- название предприятия-заказчика (железной дороги, в ХХ веке ставить практически перестали)
- материал ([каленая]сталь/чугун)
Из того, что прочитал на ваших клеймах:
- А.Ю.Р.З.Б. - клеймо неполное, это А.Ю.Р.З.Б.О., завод в г.Днепре, когда-то назывался "Александровский Южный Российский Завод Брянского Акционерного Общества".
- Демидова Н.Т.З. - один из заводов, принадлежащих роду Демидовых, видимо, НижнеТагильский Завод, соответственно, июль 1911 года, сталь,
- третье клеймо плохо читается, но как бы не НОВ. РОС. ОБЩ. (кратко Н.Р.О., но так рельсы не маркировались) - Завод Новороссийского общества подъездных путей, г. Юзовка (Донецк), июль 1910 г. - очень распространенное клеймо, при том, что это общество часто "катало" под заказ и ставило вместо своего клейма клеймо с названием дороги.
Уточнение. Тип рельсов - Р33., точнее - IIIa
P.S. Не уверен, что клеймо на фото - именно Н.Р.О. На фото плохо видно, прочитать можно только "ОБЩ" с уверенностью. Если есть желание - можно попробовать
а) простейший способ - приложить бумагу и навести с одной стороны грифелем, чтоб проявились "порожки" клейма
б) направить яркий свет сбоку, сфотографировать, чтоб можно было прочитать по тени
в) Очень полезный совет оказался от Д. Сутягина - очистить клеймо от налета ржавчины металлической щеткой. Как правило, достаточно щетки или "губки" для обдирания краски, несколько минут - и прочтете. По клейму, как правило, легко найти завод-изготовитель. Хотя было клеймо, над которым почти 4 часа пришлось колдовать со щеткой, антиржавчиной, потом еще сделать фотографию с и только с фильтрами в графическом редакторе прочитать - но это был "клинический" случай, клеймо 1880 года, с дореформенной орфографией (з-д Белоселького), и рельс использовался по назначению до 2018 года включительно.