Технология гальванопластики
Технология гальванопластики
Прочитав тему о ЧМЭ3, изготовленном при помощи гальванопластики, мне захотелось узнать о самой технологии.
Одна из первых находок в Google - ветка на trainboard.com, где Justin_NIMH рассказывает о своей модели, но не раскрывает никаких деталей технологии. Оказывается, она позволяет точно копировать любую пластиковую модель, не разрушая ее. В качестве примера своей работы, Justin разместил эту фотографию: Обратите внимание, что воспроизвелся даже рельеф надписей, незначительно выступающих над краской (!)
Как же он это делает? Я нашел в интернете несколько статей, и теперь могу рассказать о процессе в общих чертах. Однако мое представление о нем пока сугубо теоретическое
Чтобы получить металлическую копию любого предмета, сперва нужно снять его оттиск.
На следующем шаге, на полученный оттиск следует нанести тонкий слой токопроводящего материала. Часто упоминается использование графитовой или алюминиевой пудры. Но они могут быть не очень пригодны в нашем случае, т.к. сглаживают мелкие детали. Здесь упоминается токопроводящая краска, основанная на сплаве олова и серебра, продается по 95$ за 10 унций (ок. 300 г). Ее можно распылять аэрографом. Наверняка есть и другие варианты. Думаю, что выбор подходящего вещества очень важен для качества результата.
Далее - самое интересное - электролитическое осаждение металла. Потребуется гальваническая ванна. В качестве емкости подойдет обычная стеклянная банка. Емкость заполняется электролитом - раствором некоторой соли. Какой конкретно - зависит от металла, которым мы хотим покрыть форму. Например, из CuSo4 (с добавлением серной кислоты) осаждается медь. В ванну погружаются анод ("+") и катод ("-"). Подключив их к источнику постоянного тока небольшого напряжения, но достаточной силы (напр., зарядного устройства автоаккумуляторов), в результате реакции электролиза на поверхности катода с постоянной скоростью нарастает слой металла. Чтобы металл осаждался на форме, она и должна служить катодом. Для этого токопроводящий слой на ее поверхности соединяют проволокой с "минусом". Обычно используют несколько проволочных соединений, прикрепляя их к форме в разных местах. Проводящий слой имеет сопротивление, из-за этого металл нарастает неравномерно: чем дальше от места контакта проволочного проводника, тем медленнее рост. Поэтому хороший токопроводящий слой должен иметь небольшое сопротивление, а проводников должно быть достаточно много.
Когда слой металла достигает желаемой толщины, форму вместе с изделием извлекают из раствора. Теперь их нужно каким-то образом разделить. Если форма была из виксинта, его, наверное, можно просто отодрать. Если она из легкоплавкого металла, его нагревают, и в твердом состоянии остается одно изделие. Наверное, при копировании жд моделей, формы часто будут одноразовые.
Осаждать можно практически любой металл, чаще всего это медь, железо, никель, хром.
Я думаю, эта технология очень полезна для тиражирования китов. Один раз собрав кузов из множества травленых деталей, можно выращивать его копии одной деталью. Еще таким способом должно быть возможно получить металлическую форму для отливки из полистирола или смолы.
Может быть, у кого есть практический опыт? Расскажите, как это должно быть на самом деле
Одна из первых находок в Google - ветка на trainboard.com, где Justin_NIMH рассказывает о своей модели, но не раскрывает никаких деталей технологии. Оказывается, она позволяет точно копировать любую пластиковую модель, не разрушая ее. В качестве примера своей работы, Justin разместил эту фотографию: Обратите внимание, что воспроизвелся даже рельеф надписей, незначительно выступающих над краской (!)
Как же он это делает? Я нашел в интернете несколько статей, и теперь могу рассказать о процессе в общих чертах. Однако мое представление о нем пока сугубо теоретическое
Чтобы получить металлическую копию любого предмета, сперва нужно снять его оттиск.
Наверное, для копирования моделей лучше всего пользоваться как раз виксинтом.Формы для отложения металла готовят из гипса, воска, парафина, пластических масс, пластилина, но особенно удобен для форм герметик «Виксинт», обладающий хорошей пластичностью.
На следующем шаге, на полученный оттиск следует нанести тонкий слой токопроводящего материала. Часто упоминается использование графитовой или алюминиевой пудры. Но они могут быть не очень пригодны в нашем случае, т.к. сглаживают мелкие детали. Здесь упоминается токопроводящая краска, основанная на сплаве олова и серебра, продается по 95$ за 10 унций (ок. 300 г). Ее можно распылять аэрографом. Наверняка есть и другие варианты. Думаю, что выбор подходящего вещества очень важен для качества результата.
Далее - самое интересное - электролитическое осаждение металла. Потребуется гальваническая ванна. В качестве емкости подойдет обычная стеклянная банка. Емкость заполняется электролитом - раствором некоторой соли. Какой конкретно - зависит от металла, которым мы хотим покрыть форму. Например, из CuSo4 (с добавлением серной кислоты) осаждается медь. В ванну погружаются анод ("+") и катод ("-"). Подключив их к источнику постоянного тока небольшого напряжения, но достаточной силы (напр., зарядного устройства автоаккумуляторов), в результате реакции электролиза на поверхности катода с постоянной скоростью нарастает слой металла. Чтобы металл осаждался на форме, она и должна служить катодом. Для этого токопроводящий слой на ее поверхности соединяют проволокой с "минусом". Обычно используют несколько проволочных соединений, прикрепляя их к форме в разных местах. Проводящий слой имеет сопротивление, из-за этого металл нарастает неравномерно: чем дальше от места контакта проволочного проводника, тем медленнее рост. Поэтому хороший токопроводящий слой должен иметь небольшое сопротивление, а проводников должно быть достаточно много.
Когда слой металла достигает желаемой толщины, форму вместе с изделием извлекают из раствора. Теперь их нужно каким-то образом разделить. Если форма была из виксинта, его, наверное, можно просто отодрать. Если она из легкоплавкого металла, его нагревают, и в твердом состоянии остается одно изделие. Наверное, при копировании жд моделей, формы часто будут одноразовые.
Осаждать можно практически любой металл, чаще всего это медь, железо, никель, хром.
Я думаю, эта технология очень полезна для тиражирования китов. Один раз собрав кузов из множества травленых деталей, можно выращивать его копии одной деталью. Еще таким способом должно быть возможно получить металлическую форму для отливки из полистирола или смолы.
Может быть, у кого есть практический опыт? Расскажите, как это должно быть на самом деле
Re: Технология гальванопластики
а вы ему и задайте вопрос. Модель не его - на фотке уварованый им ТЭМ ВолузневаAgix писал(а):Прочитав тему о ЧМЭ3, изготовленном при помощи гальванопластики, мне захотелось узнать о самой технологии.
Одна из первых находок в Google - ветка на trainboard.com, где Justin_NIMH рассказывает о своей модели, но не раскрывает никаких деталей технологии.
поскипано
Может быть, у кого есть практический опыт? Расскажите, как это должно быть на самом деле
Re: Технология гальванопластики
Речь там идет о модели ЧМЭ3, а копия ТЭМа только для демонстрации, Justin_NIMH не собирается его продавать! Так что не стоит так резко обвинять человека. Воровать - плохо, а для себя копировать ради эксперимента - почему нет?Yurchello писал(а):а вы ему и задайте вопрос. Модель не его - на фотке уварованый им ТЭМ Волузнева
Re: Технология гальванопластики
Ага, точно, он цены обозначил на ЧС7 и ТЭМ1 только для демонстрацииAgix писал(а):копия ТЭМа только для демонстрации, Justin_NIMH не собирается его продавать!
- Василий
- Модератор
- Сообщения: 9436
- Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 9:03 am
- Имя: Василий Васильчиков
- Откуда: Северо-западное Болото
- Благодарил (а): 342 раза
- Поблагодарили: 455 раз
- Контактная информация:
Re: Технология гальванопластики
Кстати, качестве примера можно вспомнить сделанный нашими умельцами при помощи гальванопластики стендовый наборчик на 9-ку.
In der Grosse Familie nicht der клювом клац-клац!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
- timon220
- Сообщения: 1258
- Зарегистрирован: Вт ноя 11, 2008 11:53 am
- Откуда: Краматорск, Донецкая область
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 2 раза
- Контактная информация:
Re: Технология гальванопластики
Вот паровозик, если я правильно понял тему!
Вкусовые качества плавленного сырка при различных видах водки!
- Василий
- Модератор
- Сообщения: 9436
- Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 9:03 am
- Имя: Василий Васильчиков
- Откуда: Северо-западное Болото
- Благодарил (а): 342 раза
- Поблагодарили: 455 раз
- Контактная информация:
Re: Технология гальванопластики
А что тут подробнее-то рассказывать. В Белгороде делали, там же где и ДРку. Назывался набор Малыш. Там был стендовый танк T3 (металлический цельнолитой) и, по моему, 3 вагона. Содрано было с набора Трикс.
Вот паровоз из набора downlo ... &mode=view из моей, так сказать, коллекции
Фотки вагонов проскакивали на миксе, как и байка про создание набора.
Вот паровоз из набора downlo ... &mode=view из моей, так сказать, коллекции
Фотки вагонов проскакивали на миксе, как и байка про создание набора.
In der Grosse Familie nicht der клювом клац-клац!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
-
- Сообщения: 95
- Зарегистрирован: Вс авг 02, 2009 1:32 am
- Благодарил (а): 4 раза
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Технология гальванопластики
Как я читал, то технология гальванопластики больше всего используется для копирования ювелирных изделий, антикварных медалей и т.д. Например во Флоренции оригинальная статуя Давида Микеланджело стоит в музее, а вот его точная медная копия стоит на другом берегу реки Арно на площади Микеланджело.В железнодорожном моделизме технология гальванопластики используется редко.
Re: Технология гальванопластики
по моему гораздо проще и дешевле поступить так - гуглите расположенную рядом контору занимающуюся гальванопластикой , созваниваетесь , подьезжаете и они вам делают нужное количество , хоть одну штуку , и цена вас очень порадует , где-то 600 р за отливку корпуса локомотива , там цена из расчёта квадратной поверхности , и никакого химического гемороя на дому .
по сути дела нафиг нужно заниматься литьём из полиэфирки если гораздо дешевле , качественнее и главное из метала у вас получается нужная деталь , незазря джастин делает именно гальванику , не понимаю почему это мелкосерийщики ещё нескумекали и гонят полиэфирку , когда можно дешевле и из метала .
по сути дела нафиг нужно заниматься литьём из полиэфирки если гораздо дешевле , качественнее и главное из метала у вас получается нужная деталь , незазря джастин делает именно гальванику , не понимаю почему это мелкосерийщики ещё нескумекали и гонят полиэфирку , когда можно дешевле и из метала .
В действительности всё совсем не так, как на самом деле .