Купейные вагоны ТВЗ моделей 61-817, 61-850, 61-820 и 61-820К («Ранняя Тверь»)

Первое новое сообщение

1.Wowan » Ср авг 31, 2016 5:25 am

Открываем пока сборную тему по четырём моделям ввиду того, что все они выпускались параллельно, и внешне отличить их крайне сложно, если не невозможно.

61-817 (1991–1997)
Самый первый серийный купейник ТВЗ (не считая малосерийных экспериментов в 1960-е), по планировке близок к современному ему плацкарту 61-826. Принципиальное отличие от «немцев» — все девять купе в основном отсеке полноценные. Купе отдыха проводников (полукупе) короткое и находится в косом коридоре, который, в свою очередь, уже не косой, а ступенчатый. Кроме того, у немецких купейников шире коридор, и за счёт этого купе чуть просторнее, но вот длина полки осталась столь же короткой, как в плацкарте, а верхние полки и крепились, как в плацкартах: консолью снизу.
В интерьере с самого начала был светло-жёлтый пластик, спинки на перегородках, индивидуальные софиты. Со стороны коридора рукоятки дверей загнуты кверху и напоминают немецкие, но не утоплены в ниши. Каждое окно в коридоре имеет отдельный поручень (кроме окон-аварийных выходов напротив 3 и 6 купе).
Кузов ранних вагонов имел характерное скругление внизу.
В отличие от плацкартов 61-826, кузова купейников изначально имели углубления для поручней у тамбурных дверей.
В 1996–1997 годах пластик в вагонах стал тёмно-жёлтым, полки стали полумягкие, подвешенные на цепях сверху, в коридоре появились откидные сиденья.

61-850 (1992–1997).
Модель выпускалась параллельно с 61-817. На этих вагонах полумягкие полки были изначально, а ручки дверей — уже характерные тверские, утопленные в нишу, без фиксатора.

61-820 (прототип в 1993 году, серийный выпуск в 1996–1998 годах).
Модель с улучшенным интерьером. Изначально были полумягкие полки, утопленные рукоятки сдвижных дверей в купе, откидные сиденья в коридоре. В каждом купе появились массивные выдвижные лестницы, в коридоре — сплошной поручень и индикация занятости туалетов.

61-820К (прототип в 1995 году, серийный выпуск в 1998 году).
Модель разрабатывалась совместно с фирмами FAGA и Siemens. От 61-820 и всех других отличается оригинальными софитами индивидуального освещения. Но главное — наличие моноблочной установки кондиционирования — впервые в постсоветской истории ТВЗ. Благодаря деревянным рамам эту модель легко отличить внешне от последующих купейников 61-4179 и прочим.

Хронология внешних изменений для всех моделей, вероятно, общая:
  • Не позднее декабря 1992 года нижняя кромка кузова стала заострённой.
    Не позднее мая 1994 года над окнами появился третий гофр.
    Не позднее 1995 года под окнами появился шестой гофр. Одновременно (?) изменилась форма воздухозаборника: появилась широкая, во всю ширину тамбурной двери решётка, а сами двери стали унифицированными, одинаковой высоты.
Посему отличить, например, 61-817 от 61-850 можно, только заглянув в интерьер. Внешних отличий наука ЦМВлогия пока не знает.
Последний раз редактировалось Wowan Ср авг 31, 2016 6:54 am, всего редактировалось 1 раз.
Цитата

2.Wowan » Ср авг 31, 2016 6:11 am

Схематический рисунок есть в альбоме 1993 года.
Пара страниц о модели 61-820 нашлась в альбоме ТВЗ конца девяностых годов.

Ещё немного можно выудить из альбомов ФПК 2011 и 2013 годов, но на точность иллюстраций там рассчитывать не приходится. Крышевые дефлекторы, например, нарисованы от балды.
Цитата

3.Wowan » Ср авг 31, 2016 6:11 am

Резервный пост.
Цитата

4.Wowan » Ср авг 31, 2016 6:11 am

Резервный пост.
Цитата

5.Wowan » Ср авг 31, 2016 6:23 am

Фотографии. Начнём с 61-817.
Для форума МЖА Дима Орлов подробно отснял вагон 003 14245. Без разрешения автора тащить сюда снимки не стоит, но ссылка пусть будет.

014 11065 гродненской приписки. 61-817 в оригинальном исполнении. Автор: Юрий Киселёв.
039 05635 в поезде Кишинёв — Бухарест. Снова 61-817 в оригинальном исполнении. Автор: Ernst-Jan Goedbloed.
013 17593 барановичской приписки. 61-817 после минского КВР: убраны межоконные гофры, переварены торцевые стенки, установлен генератор с приводом от торца оси, моноблочная УКВ и радиокупе. Автор: Дмитрий Зю.
Вложения

vagon_0422l.jpg
Вагон 014 11065 из состава поезда Гродно — Санкт-Петербург 22 апреля 2013 года на перегоне Кеб — Березки. Автор: Юрий Киселёв.

11520617574_8b9ea85914_o.jpg
Вагон 039 05635 поезда Кишинёв — Бухарест. 29 мая 2013 года. Автор: Ernst-Jan Goedbloed

20140430_467199.jpg
Ваон 013 17593 поезда №318 Брест — Караганда, перегон Берники — Плеханово, Тульская обл., 19.IV.2014. Автор: Дмитрий Зю.

Цитата

6.Wowan » Ср авг 31, 2016 6:45 am

Вторая версия: острая кромка кузова. Это уже могут быть как 61-817, так и 61-850. Без таблички не понять.

004 10845. Автор: Александр Макушин.
024 13513. Вагон поезда Сергач — Москва в Петербурге. Автор: Александр Макушин.
Вагон поезда «Осетия». Автор: Easy.
Вагон 080 32170 поезда №151/152 Челябинск — Магнитогорск. Автор: taurus74.
Вагон 080 31965 или 31985 поезда №151/152 Челябинск — Магнитогорск. Автор: Сергей.
Вложения

0_5e99b_9f189585_orig.jpg
Вагон 004 10845. 27 апреля 2011 года. Автор: Александр Макушин.

629.jpg
Вагон 024 13513 от поезда Сергач — Москва в Петербурге. 27 августа 2007 года. Автор: Александр Макушин.

Osetiya.jpg
Поезд «Осетия» Владикавказ — Москва. Краснодарский край, 14.VII.2006. Автор: Easy.

20080921_159730.jpg
Вагон 080 32170 поезда №151/152 Челябинск — Магнитогорск в отстое, депо Челябинск-Главный, 21.IX.2008. Автор: taurus74.

20090820_214730.jpg
Пассажирский вагон поезда №151 Челябинск — Магнитогорск, ст. Челябинск-Главный, 6.IV.2009. Автор: Сергей.

Цитата

7.Wowan » Ср авг 31, 2016 6:51 am

Вагон 028 14283 выпуска 1993 года, сфотографированный коллегой meshgan. Благодаря снятой табличке мы знаем, что это именно 61-850.
Стеклопакеты, естественно, не родные, а установлены в ходе ремонтов. Возможно, при КВР в Воронеже.
Вложения

DSCF1001.jpg

DSCF1004.jpg

DSCF1002.jpg

DSCF1003.jpg

DSCF0999.JPG

Цитата

8.Wowan » Ср авг 31, 2016 6:58 am

Следующая стадия: появление третьего гофра над окнами.
Снова обратимся к репортажу Дмитрия Орлова для форума МЖА: он снял именно такой купейник модели 61-850. Правда, номера не разобрать, но есть дата выпуска: май 1994 года на табличке (кстати, старой ещё, с логотипом КВЗ).

А кроме того — вот ещё один экземпляр, интересный ещё и гнутыми поручнями. Других таких примеров пока лично мне не встречалось.
Вагон на станции Глухоозёрская. Автор: Александр Макушин.
Вложения

2203.jpg
Глухоозёрская, 10.VI.2014. Автор: Александр Макушин.

Цитата

9.Wowan » Ср авг 31, 2016 7:35 am

Наконец, третья стадия: появилась новая решётка воздухозаборника и шестой гофр под окнами. Таким образом, гофрировка стала 6+3+3. Такие вагоны встречаются чаще всего. Можно предположить, что большинство из них — уже модели 61-820, но не факт. Хронологически возможны и 61-817, и 61-850. Возможно также, что вагоны финальных выпусков (1998 года) имели заводские стеклопакеты.

Как обычно, оставим ссылку на фотоотчёт Димы Орлова по вагону 004 12072 модели 61-820.

Вагон 028 15694 от поезда «Сыктывкар» в Петербурге. Автор: Александр Макушин.
Вагон 004 12023 на станции Псков.
Вагон 004 12023 на перегоне Кеб — Берёзки. Автор: Юрий Киселёв.
Вагон 004 12056 маршрутом Псков — Пыталово — Санкт-Петербург (три фото подряд)
Вагон 004 12056 в поезде 663 Москва — Псков на перегоне Кеб — Берёзки. Автор: Юрий Киселёв.
Вагон 022 13478 «Соловей» на станции Подольск. Автор: KDS.
Вагон 076 16147, станция Москва-Курская. Автор: Игорь (ingvare).
Вагон 077 14553, станция Москва-Курская. Автор: Игорь (ingvare).
Вагон 077 14389, станция Москва-Курская. Автор: Игорь (ingvare).
Вагон 077 14389, станция Москва-Курская. Автор: Игорь (ingvare).
Вагон 025 13760 «Вятка» в Петербурге. Автор: Александр Макушин.
Вложения

1817.jpg
Вагон 028 15694 от поезда «Сыктывкар» в Петербурге 30.IX.2008. Автор: Александр Макушин.

00412023_0209.jpg
Вагон 004 12023 на станции Псков. 9 февраля 2008 года.

00412023_0210.jpg
Вагон №13 поезда Москва - Псков №663Р (следует через Великие Луки) на перегоне Кеб - Березки, 19.07.2014. Автор: Юрий Киселёв.

00412056_1103.jpg
Вагон 004 12056. Псков, 3.XI.2007. Табличка вагона №21 Псков — Пыталово — Санкт-Петербург.

00412056_1117.jpg
Вагон 004 12056. Псков, 17.XI.2007.

00412056_1907_2014.jpg
Вагон 004 12056 в составе поезда 663Р Москва — Псков на перегоне Кеб - Березки, 14.VII.2014. Автор: Юрий Киселёв.

IMG_3106_-_.jpg
Вагон 022 13478 в составе дополнительного поезда Москва — Белгород отстаивается на ст. Подольск, 8.V.2011. Автор: KDS.

imgsrc.ru_23538149ZBV.jpg
Вагон 076 16147 в составе поезда 263Е/264П Пермь — Симферополь, 13.06.2011. Автор: Игорь (ingvare).

imgsrc.ru_23538150YdX.jpg
Вагон 077 14553 в составе поезда 263Е/264П Пермь — Симферополь, 13.06.2011. Автор: Игорь (ingvare).

imgsrc.ru_23538152fts.jpg
Вагон 077 14389 в составе поезда 263Е/264П Пермь — Симферополь, 13.06.2011. Автор: Игорь (ingvare).

0_2de66_3db53bd1_orig.jpg
Вагон 025 13760 «Вятка» в РЭД, Петебург, 11.VI.2009. Автор: Александр Макушин.

Цитата

10.Wowan » Ср авг 31, 2016 7:41 am

Наконец, 61-820К — самый редкий из четырёх.
Как обычно, Дима Орлов подробно отснял для форума МЖА вагон в депо Москва.

В «живой природе» же пока попались два экземпляра.
053 15270 (о наличии кондиционера подсказывает тара 58 т) и 053 15221 — оба в поезде «Осетия».
Вложения

138422788.jpg
Вагон 053 15270 поезда Москва — Владикавказ. 16.08.2005. Автор: Мегапупс.

Vovchik_EOS1456.jpg
Вагон 053 15221 поезда 34 Москва — Владикавказ. 21.VIII.2007, Москва-Казанская. Автор: V. Rudzievsky (Vovchik).

Цитата
Поле сортировки

« Вагоны