На кадрах вторая цистерна после паровозаКИНОЖУРНАЛ НАУКА И ТЕХНИКА 1948 № 1
Студия Центрнаучфильм (ЦНФ)
Режиссер: С. Чулков, В. Левин, В. Гребнев, В. Астафьев, Д. Яшин
Операторы: В. Афанасьев, Б. Синицин, И. Талуев, Я. Толчан
Аннотация
1. Клады земли. Азербайджан, Баку. Проведение геологической разведки по поиску полезных ископаемых на суше и в воде.
Товарный поезд с цистернами.
Эта цистерна засветилась и раньше на одной из фотографий(четвертая цистерна от паровоза на фото).В альбоме калибровочных типов 1953 года обнаружил интересный эскиз цистерны калибровочного типа 75 (253) грузоподъемностью 37,5т с двумя колпаками.
По вместимости, составляющей около 10000 галлонов можно предположить, что это цистерны американской постройки, попавшие в СССР во врем Второй Мировой войны (возможно, по ленд-лизу). Долго искал их следы на фото и кинохронике, пока наконец их не обнаружил.
Тоже встречал эту фотографию, но на ней цистерна видна не очень хорошо, поэтому были сомнения. Но если сравнить с хроникой, то действительно она. По хронике еще очень хорошо видно, что американка почти такого же диаметра, как и идущая перед ней 25т советская цистерна. А по длине вполне можно принять за две 25т. Я на нее обратил внимание из-за более низкого колпака. В дальнейшем буду обращать внимание именно на это - возможно, найдутся еще какие-нибудь материалы.Эта цистерна засветилась и раньше на одной из фотографий(четвертая цистерна от паровоза на фото).
Я думаю, что в СССР они попали по ленд-лизу вместе с американскими платформами. Платформы точно официально поставлялись в СССР - есть заводское фото из США с советскими обозначениями на платформе. Для 37,5т цистерн выделили отдельный калибровочный тип, в справочнике по калибровочной типизации цистерн западноевропейских типов приведены номера цистерн, относящихся к 253 калибровочному типу - полностью занимают интервал номеров от 1-527-430 до 1-527-449 (по таблице номеров 1956 года этот диапазон номеров отведен для 4-осных цистерн разной грузоподъемности Ордж ЖД), кроме того, в таблице номеров 1950 и 1956 года интервал номеров от 287-801 до 287-999 (Стгр ЖД в 1950г и Прив ЖД в 1956г) отведен для 4-осных цистерн грузоподъемностью 38 тонн. Поскольку по таблицам калибровки имеется единственный тип 75 (253) грузоподъемностью 37,5т и нет других типов грузоподъемностью 38 тонн, можно предположить, что эти номера на Сталинградской (Приволжской) ЖД также были присвоены цистернам 75 (253) калибровочного типа. Думаю, все это в совокупности дает достаточно оснований предположить, что цистерны 37,5т поставлялись в СССР официально.Я предполагаю, что эти цистерны использовались американской армией для снабжения своих воиск и населения в Западном Берлине и каким-то образом попала в СССР, как и некоторые другие американские грузовые вагоны.
Ссылка на источникAmong other artifacts in the Heritage Park collection is tank car 6010, built in 1935 and formerly owned by The Canadian General Transit (CGTX), who leased them to railways.
In 1930, there were 104 different commodities being shipped (such as acid and vinegar) in 140,000 tank cars but by 1939, 15,000 less tank cars due to the Depression. Older ones (mostly with wooden exteriors) were then dismantled.
Среди других артефактов коллекции Heritage Park - цистерна 6010, построенная в 1935 году и ранее принадлежавшая канадскому General Transit (CGTX), который сдавал их в аренду железным дорогам.
В 1930 году было отправлено 104 различных товара (таких как кислота и уксус) в 140 000 цистерн, но к 1939 году из-за депрессии на 15 000 меньше цистерн. Старые (в основном с деревянной отделкой) были демонтированы.
Уважаемый Гойко Митич, простите за офф.топ..
но как Вам удалось сохранить картиники с этого яндексхдзена?!
да еще и в JPG (!)
![]()
![]()
![]()
Возможно, вы правы - эта цистерна могла поступить по ленд-лизу вместе с оборудованием для какого-нибудь химического завода, например, по производству пороха или бензина. По крайней мере, если раньше она принадлежала "Щекиноазот", то вполне вероятно использовалась как технологическая.Например, в г. Белев (Тульская обл.) в составе мемориала "Воинский эшелон" есть американская 4-осная цистерна - скорее всего поставлялась в СССР для технологических нужд в составе какого то поезда или оборудования, в последствии переделанная в СССР для каких то нужд. Очень она старая и по конструкции нетипичная для ж.д северной Америки того времени.
Согласно американской статистики в СССР по Ленд-Лизу было отправлено 10000 платформ. Правда не все дошли.
Я думаю, что в СССР они попали по ленд-лизу вместе с американскими платформами. Платформы точно официально поставлялись в СССР - есть заводское фото из США с советскими обозначениями на платформе. ...
« Вагоны