Во время Второй мировой войны за границей появился ряд паровозов, которые строились с минимальным применением бронзы, легированных сталей и т. д. Такие локомотивы получили название «военных паровозов» или «паровозов без роскоши». Однако из названия не следует понимать, что это были недостаточно надежные локомотивы. Наоборот, они представляли собой паровозы простой, но прочной конструкции с более свободными допусками на ремонт и надежно работающими деталями, что и требовалось для интенсивного использования в условиях военного времени. К «паровозам без роскоши» принадлежали и спроектированные по заказу правительства США паровозы типа 1-4-0 (2-8-0)
S160. По условию проектирования они должны были иметь такие размеры, которые позволяли бы им работать на любой железной дороге мира и вписываться в самый стесненный габарит, называвшийся в те годы "нулевым".
ЧЕРТЁЖ S160
ФОТО S160
Прототипом этих паровозов были паровозы типа 1-4-1, построенные США в 1918г. для французских железных дорог, где они работали вполне удовлетворительно.
Паровозы типа 1-4-0 выпускались в течение октября — декабря 1943 г. заводами Балдвин и Американской локомотивостроительной компании (АЛКО). Локомотивы получили обозн ЭЧвНИб серии Ш
А: к букве Ш, ранее использовавшейся для обозначения паровозов типа 1-4-0, был добавлен индекс "А", означавший "американский". Завод Балдвин построил 90 паровозов серии Ш
А (№ 1–90), завод АЛКО — 110 паровозов (№ 91–200).
Паровозы серии Ш
А поступали из США в Советский Союз через Владивостокский, Мурманский и Молотовский (около Архангельска) порты, откуда транспортировались на Московский железнодорожный узел. К 1 января 1944 г, в порты было доставлено 44 паровоза, а к 1 июля 1944 г. еще 149. Шесть паровозов при морской транспортировке затонули (N 52–55, 69 и 70), а один (N 13) оставался в США для работы на колее 1524 мм до 1946 г.
Первоначально большая часть паровозов серии Ш
А поступила на Октябрьскую железную дорогу для обслуживания грузовых поездов на линии Москва — Ленинград. На этой дороге они работали до 1947 г. Кроме Октябрьской дороги, паровозы эксплуатировались на Белорусской (депо Гомель), Приволжской, Эстонской и Казанской железных дорогах. В 1957 г. 50 паровозов были переделаны для работы на колее 1067 мм Южно-Сахалинской железной дороги где они получили обозначение Ш
У.
Вот такими были паровозы Ш
А на дорогах СССР:
Такими паровозы стали на Южно-Сахалинской ж.д.
Использованы фотографии Томса Альтсберга и информация и фотографии с сайтов
paravozoff.ru,
railfanclub.spb.ru,
parovoz.com,
lokotrans.info.