Паровоз 1-5-0 серии СО
-
ivan
- Сообщения: 3944
- Зарегистрирован: Сб ноя 06, 2010 12:53 pm
- Благодарил (а): 1880 раз
- Поблагодарили: 920 раз
Re: Паровоз 1-5-0 серии СО
Да, именно поэтому много СО19 эксплуатировалось в том числе и на Украине - как пишут в книге именно из-за качества воды, а не из-за ее дефицита. Да и немцы, изучив СО19, строили 52-ые с конденсацией именно из-за того, что столкнулись сразу с такой водой на захваченных территориях. Ну и плюс таких машин в войну был в маскировке - пар то не шел из трубы, что его с воздуха за долгие километры было видно.ХарьковскийФотограф писал(а): ↑Чт янв 23, 2025 10:09 amО том, что немцы, в оккупацию, специальную водоумягчительную станцию в Харькове построили, для заправки паровозов местной водой - но уходя взорвали. И о том, что пришлось специальные наливные поезда-вертушки из Валуек и Воронежа пускать, в ущерб воинским перевозкам. Именно для снабжения паровозов пригодной для них водой. Так что идея конденсационных паровозов - вполне здравая и полностью отвечала тогдашним условиям. Ну, а как получилось, так её и смогли реализовать
Хотя у нас СО19 и другие машины - Эмк в колоннах не использовали.
С уважением,
Иван
-
ХарьковскийФотограф
- Сообщения: 736
- Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 7:29 pm
- Имя: Дашкиев Виктор
- Благодарил (а): 582 раза
- Поблагодарили: 326 раз
Re: Паровоз 1-5-0 серии СО
И причина тому видна сразу, и невооружённым глазом. Чрезмерная уязвимость всего этого лабиринта трубочек-кишочек, вентиляторов, приводов и всей прочей конденсационной машинерии к одиночному прострелу снарядом авиационной пушки. В войну главным противником советских ЖД были именно Люфтваффе. У того же Ветрова, если не ошибаюсь, "По заданию ставки" книга, прекрасно описано, как это всё происходило. И какие чудеса творили железнодорожники после авианалётов. Деревянными чопиками пробоины глушили, в горячую топку лезли и так далее. Кстати, отсутствие пара - способ маскировки так себе. С высоты 500 метров эшелон прекрасно видно, хоть с паром, хоть без! Иногда машинисты использовали "маскировку наоборот": сброс пара после налёта, имитируя повреждение котла. Иногда даже срабатывало... У немцев специальные авиационные эскадры были, "экспертов" по борьбе с паровозами. И в тех условиях конструктивная простота и ремонтопригодность обычных Ов, СО, Э была неоценимым качеством.
Кстати, по ту сторону линии фронта было Вундерваффе на противоположном физическом принципе. Истребитель Хейнкель-100 с испарительной (вместо нормального радиатора) системой охлаждения двигателя. Те же самые трубочки-кишочки в крыле, аэроплан как бы "потеет" в полете. До войны он бил рекорды скорости. Но на фронте, при первом же простреле крыла: "правильно уложенный парашют - лучший друг лётчика".
Всем здоровья и удачи в творчестве
- Иван Андреев
- Сообщения: 4342
- Зарегистрирован: Вт июн 21, 2011 8:22 pm
- Откуда: Прерия с редкими кустиками чаппареля
- Благодарил (а): 193 раза
- Поблагодарили: 785 раз
Re: Паровоз 1-5-0 серии СО
Про воду, важность ее наличия и качества полностью согласен.ХарьковскийФотограф писал(а): ↑Чт янв 23, 2025 10:09 am... А вот с водичкой-то в СССР были больши-и-ие проблемы! Начиная со Средней Азии - где насчёт воды всё изначально плохо (и где так сказать"первый подход к снаряду по имени тепловоз" закончился громким пуком в лужу... По причине уровня квалификации туземного персонала)...
А вот с описанием "первого подхода к снаряду" категорически нет! Тот самый ""первый подход" таки проработал свои законные 30 лет и не менее 2/3 из них как раз в той самой Средней Азии. Замечу так же, что Ломоносов со товарищи начал работы по созданию тепловоза еще во времена работы на Ташкентской дороге.
"Громкий пук" издал отнюдь не тепловоз, а лично Лазарь Моисеевич, испугавшийся оного и будучи не в состоянии понять и оценить его. Вот и ударился в конденсацию.
Что же до ОРКП и военного применения, охоты авиации на паровозы, то рекомендую посмотреть любой фильм с ночным паровозом и полюбоваться роскошным освещением его экипажа. И никакие ухищрения не помогут скрыть.
Вот тепловоз для такой службы подходит намного лучше. Недаром М62-ми был напичканы как наши западные округа, так и соцстраны.
-
ХарьковскийФотограф
- Сообщения: 736
- Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 7:29 pm
- Имя: Дашкиев Виктор
- Благодарил (а): 582 раза
- Поблагодарили: 326 раз
Re: Паровоз 1-5-0 серии СО
Да никто же не отрицает выдающегося вклада советских тепловозостроителей в становление этого вида транспорта! Речь о неграмотной эксплуатации техники по причине низкой культуры труда. Массовая замена паровозов на тепловозы тогда не получилась, вот в чем проблема! Как эксперимент - браво, бис! Как рабочая лошадка - опередили время. И ежели всё было с самой конструкцией так ажурно и шоколадно, не пришлось бы один-в-один заморские "Алко" и "Балдвины" копировать! И не надо забывать, что по тем временам тепловоз - это такой "high tech", как сейчас космические корабли. А тут война на пороге! А на распрекрасные тепловозы от тов. Ломоносова надо тратить дефицитнейшую легированную сталь, специальные и ещё более дефицитные станки - и к ним ставить мастеров-золотые руки... Которые очень нужны для производства бомбовозов, подводных лодок, танков и всего прочего, что вот-вот понадобится!Иван Андреев писал(а): ↑Чт янв 23, 2025 9:13 pmТот самый ""первый подход" таки проработал свои законные 30 лет и не менее 2/3 из них как раз в той самой Средней Азии...
А тендер-конденсатор? Ну, технологически, как второй паровоз. Те же трубки, механика не очень, чтобы сложная. Обычная конструкционная сталь, обычное станочное оборудование. Никакого хайтека в ущерб обороне. Так что Лазарь Моисеевич рассуждал правильно. И немцы, своровав конструкцию, его же правоту подтвердили!
-
ivan
- Сообщения: 3944
- Зарегистрирован: Сб ноя 06, 2010 12:53 pm
- Благодарил (а): 1880 раз
- Поблагодарили: 920 раз
Re: Паровоз 1-5-0 серии СО
Они наверное хорошо ее изучили - пишут, что их комиссия признала СО19 достаточно надежной машиной. А так изначально наши изначально у немцев заказывали переделку самого первого паровоза серии Эг).ХарьковскийФотограф писал(а): ↑Чт янв 23, 2025 10:07 pmИ немцы, своровав конструкцию, его же правоту подтвердили!Иван Андреев писал(а): ↑Чт янв 23, 2025 9:13 pmТот самый ""первый подход" таки проработал свои законные 30 лет и не менее 2/3 из них как раз в той самой Средней Азии...
Пишут, что в плане тендера немецкий у 52-х был уже посовершеннее - дествительно немцы учитывали конструкцию. У нашего 19-го все вентиляторы в тендере постоянно молотили, поэтому редуктора турбин приводов вентиляторов по истечении определенного пробега приходилось ремонтировать. На 52-х же каждый вентилятор можно было отключать в зависимости от работы паровоза, тем самым можно было срок службы редукторов турбин приводов вентиляторов.
С уважением,
Иван
-
ХарьковскийФотограф
- Сообщения: 736
- Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 7:29 pm
- Имя: Дашкиев Виктор
- Благодарил (а): 582 раза
- Поблагодарили: 326 раз
Re: Паровоз 1-5-0 серии СО
Интересно, а хотя бы один конденсационный, хоть СОк, хоть Эмк, хоть "52"-й где-то в музее сохранился?
-
ivan
- Сообщения: 3944
- Зарегистрирован: Сб ноя 06, 2010 12:53 pm
- Благодарил (а): 1880 раз
- Поблагодарили: 920 раз
Re: Паровоз 1-5-0 серии СО
Только тендер от 52го, Виктор. СО все были переделаны в обычные машины во второй половине 50-х. Бывший переделанный тендер-конденсатор достаточно легко различим.
На первой странице топика несколько фотографий в сообщениях 7 и 8.
download/file.php?id=42156&mode=view
download/file.php?id=42184&mode=view
С уважением,
Иван
На первой странице топика несколько фотографий в сообщениях 7 и 8.
download/file.php?id=42156&mode=view
download/file.php?id=42184&mode=view
С уважением,
Иван
-
ХарьковскийФотограф
- Сообщения: 736
- Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 7:29 pm
- Имя: Дашкиев Виктор
- Благодарил (а): 582 раза
- Поблагодарили: 326 раз
-
Exval
- Сообщения: 571
- Зарегистрирован: Пт май 17, 2013 7:23 pm
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Паровоз 1-5-0 серии СО
Помнится, много лет назад в ходе другого подобного обсуждения Вы уже прибегали к этой байке как к главному "доказательству" того, что применение тепловозов было искусственно "заторможено" именно по воле Кагановича. Но это неверно. В довоенные годы они просто уступали паровозам, что называется, по всем статьям и потому строительство данного типа локомотивов свернули.Иван Андреев писал(а): ↑Чт янв 23, 2025 9:13 pm"Громкий пук" издал отнюдь не тепловоз, а лично Лазарь Моисеевич, испугавшийся оного и будучи не в состоянии понять и оценить его. Вот и ударился в конденсацию.
Странный аргумент. А разве в период постройки М62 паровозы уже представляли для них реальную альтернативу?Вот тепловоз для такой службы подходит намного лучше. Недаром М62-ми был напичканы как наши западные округа, так и соцстраны.
-
ХарьковскийФотограф
- Сообщения: 736
- Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 7:29 pm
- Имя: Дашкиев Виктор
- Благодарил (а): 582 раза
- Поблагодарили: 326 раз
Re: Паровоз 1-5-0 серии СО
" - Товарищ Каганович! Сколько дызелей стоит на Вашем тэпловозе?
- Один, товарищ Сталин!
- Адын. Харашо. А на падводной лодке два дызеля. Два тэпловоза - адна падводная лодка! Гитлер завтра на нас вайной пайдот. Чем на море с Гитлером ваиват будэтэ? Тэпловозом?
- Понял, товарищ Сталин! Будем строить паровозы с конденсацией. А дизеля пусть все идут нашим героическим морякам"