Зозный писал(а): ↑Ср июл 29, 2020 9:39 am
Я совершенно точно за сохранение всего, что можно сохранить.
Тогда непонятно - чем вас не устраивают трофейные вагоны? Что мешает сохранять "сотни типов" "наших грузовых вагонов достойных места в музее" вместе с трофейными вагонами и независимо от них? Исходя из вашего первоначального сообщения:
Зозный писал(а): ↑Вт июл 28, 2020 6:48 am
Вот откуда такая любовь к трофейному? В каждом задрипанском (и уж тем более нормальном) жд музее стоит трофейный крытняк или трофейная бочка, а найдите в том же музее цистерну для перевозки цемента, молока или серной кислоты например. Нет ее... А ведь наших грузовых вагонов достойных места в музее сотни типов
можно сделать вывод, что на ваш взгляд сохранению всего многообразия отечественных вагонов мешает только непонятная "любовь к трофейному".
Ну, что же, давайте я попытаюсь объяснить вам свою собственную "любовь" к трофейным вагонам...
Зозный писал(а): ↑Ср июл 29, 2020 9:39 am
ПМСМ упор в большинстве экспозиций сделан на самые массовые и узнаваемые грузовые вагоны (цистерна, полувагон, крытый) - это логично и объяснимо, но на мой взгляд не вполне отражает реальную картину работы железной дороги.
Ваша точка зрения понятна, я разделяю вашу досаду, что в экспозиции отечественных музеев нет многих паровозов и вагонов, которые в прошлом были очень распространены на отечественных ЖД. Но сама по себе возможность отразить "реальную картину работы железной дороги" за все годы ее существования в натурной музейной экспозиции вызывает очень большие сомнения. Но что сомнений не вызывает - попытка реализовать такой подход будет стоить огромных денег и потребует огромной площади. Поэтому полагаю, подобная хотелка имеет очень мало шансов материализоваться в реальности.
А в реальности, насколько я могу судить, ситуация с музеями несколько иная. Информация из Википедии:
История Музея железных дорог России
Первым этапом в истории современного музея стало создание в 1978 году музея Октябрьской железной дороги. В 1991 году на станции «Пост 16 км» (ныне «Паровозный музей») была открыта натурная экспозиция железнодорожной техники музея Октябрьской железной дороги, известная так же как Музей железнодорожной техники имени В. В. Чубарова. Здесь коллекция техники размещалась до 2001 года, после чего была переведена на пути закрытого Варшавского вокзала в Санкт-Петербург. В 2012 году приятно решение о создании нового музея и с 2014 года начались строительные работы возле Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. С 8 июня 2016 года экспозиция подвижного состава переезжает в новые корпуса. 30 октября 2017 года Музей железных дорог России открылся для посетителей.
То есть, по историческим меркам - сам музей создан сравнительно недавно. Причем, первоначально в его экспозиции были представлены документы, фотографии и другие экспонаты, а площадка натурных образцов жд техники была создана в 90-е годы и размещалась в не слишком приспособленном для этого месте - на свободных путях. Современный железнодорожный музей, предназначенный и рассчитанный под натурную экспозицию жд техники был создан совсем недавно - уже в наши дни.
Исходя из этого, понятно, что ключевой принцип при формировании экспозиции - постараться сохранить те образцы, которым посчастливилось дожить до сегодняшних дней, оставаясь при этом в достаточно жестких рамках имеющегося финансирования. Причем на протяжении всей истории Российской Империи и Советского Союза целенаправленной и систематической работы по сохранению именно натурных образцов железнодорожной техники вообще не проводилось. В советское время, по-видимому, все так торопились в "светлое будущее", что сохранению натурных образцов "темного прошлого" как-то внимания особо не уделяли. Вообще историю сохранить старались, но сама по себе история трактовалась весьма избирательно. Поэтому из всего огромного многообразия дореволюционной жд-техники целенаправленно сохранили лишь отдельные "лучи света" в "темном царстве", "связанные с именем вождя мирового пролетариата В.И. Лениным". В этом отношении весьма показательна, на мой взгляд, история сохранения паровоза серии С, о которой рассказывал Вульфов в ролике на ютьюб (ссылка была выше в этой теме). Чтобы спасти паровоз, энтузиастам потребовалось как-то связать его с именем Ленина. А уж когда это удалось, то для него технику пригнали по высшему разряду - как выразился Вульфов, "современным музейщикам до такого оснащения далеко" (цитирую по памяти и за точность не ручаюсь). Но ирония в том, что технику эту пригнали не ради сохранения паровоза - ее пригнали ради ПАМЯТИ ЛЕНИНА!!!
Кроме ленинских, сохранились и некоторые образцы жд техники, установленной в качестве памятников - на вокзалах, в депо, на заводах. К сожалению, в качестве памятников ради экономии места и выполнения плана по сдаче металлолома зачастую устанавливали варварски порезанные "обрубки" жд техники, но все-таки сохранилось и много образцов в разной степени сохранности. Понятно, что на постаменты ставили то, что было под рукой и старались ставить значимые (хотя бы на местном уровне) и узнаваемые образцы, но ни о каком "отражении реальной картины работы железной дороги" здесь речь не идет и идти не может.
Большое количество паровозов сохранилось на базах хранения - но там хранились только некоторые не самые старые типы паровозов, которые можно будет использовать в чрезвычайных обстоятельствах. Насколько могу судить, кое-что удалось сохранить на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке, но там тоже о целенаправленном сохранении вагонов для "цемента, молока или серной кислоты" речь не идет. Ну, и, наконец, удается сохранить и восстановить некоторые образцы старой жд-техники, уцелевшие в тупиках, существующие в виде бытовок, использующиеся для хозяйственных нужд на предприятиях или просто заброшенные. Но здесь уже большое значение имеют сохранность образца, а также стоимость и сама возможность его транспортировки и дальнейшего восстановления. К великому сожалению, сохранить и восстановить удается далеко не все уцелевшие образцы. Насколько я понимаю, большой ущерб был нанесен в 90-е, когда ради денег на металл порезали очень многое, а денег на сохранение и восстановление очень не хватало. Здесь, понятно, о "реальной картине ЖД" речь вообще не идет - хорошо, если удается спасти и сохранить хоть что-то...
Так вот среди этих случайно сохранившихся вагонов, действительно, встречается довольно много трофейных образцов. Лично для меня такое большое количество трофейных вагонов стало сюрпризом. И
Manchteyn-tm совершенно прав, когда вопрошает - где дореволюционные и довоенные вагоны? Другое дело, что вопрошает он риторически, тогда как ответ очевиден, лежит на поверхности и заключается в самой постановке вопроса - множество "дореволюционных" погибли в результате революции, гражданской войны, интервенции и последующей разрухи, а огромное количество "довоенных" погибло в Великую Отечественную Войну. В интернете, со ссылкой на "опубликованную в 1948 г. работу Н.А. Вознесенского, посвященную экономике СССР в годы войны", указывается цифра - 428 000 уничтоженных, поврежденных и угнанных вагонов (
Ссылка на источник).
И, насколько я понимаю, как раз для хотя бы частичного восполнения этих огромных потерь и потребовались трофейные вагоны. Ссылку сейчас не приведу, но ЕМНИП, в интернете встречал приблизительную оценку общего количество трофейных вагонов в 100 000 штук. Если учесть, что многие трофейные вагоны служили совсем не долго и к середине 50-х были заменены новыми отечественными образцами послевоенной постройки, но, несмотря на это, много их сохранилось до сегодняшнего дня, эта цифра выглядит вполне правдоподобной.
Вот и выходит, что вместо одного трофейного вагончика могли бы сохраниться 3-4 довоенных и дореволюционных "если б не было войны"... Поэтому трофейные вагоны в экспозиции отечественных музеев я лично воспринимаю как неотъемлемую часть нашей истории и напоминание о тех огромных потерях, которые понесла наша страна в Великой Отечественной Войне, тех жертвах, которые пришлось принести ради Победы и тех трудностях, с которыми страну восстанавливали.
P.S. Прошу прощения за столь пространное сообщение. Все вышесказанное прошу воспринимать как мои личные представления, более или менее приближенные к реальности и ни в коем случае не претендующие на Истину.