Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)
-
- Сообщения: 1347
- Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
- Откуда: трасса М1, Минск — Москва
- Поблагодарили: 4 раза
Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)
В пару к теме о мягких вагонах «Дьёра» — тема о немецких аналогах.
Мягкий купейный вагон, тип II/МА (предположительно, модель 47 D/w)
Заводское обозначение вагонов неизвестно. Производитель — VEB Waggonbau Ammendorf и/или VEB Waggonbau Görlitz (Германская Демократическая Республика). До недавнего времени предполагалось (о причинах — ниже), что все немецкие 32-местные купейники выпустил «Гёрлиц», однако, в «Справочнике по индексации пассажирских цельнометаллических вагонов дорог СССР широкой колеи» 1968 года указаны только мягкие вагоны производства «Аммендорфа», а гёрлицких нет вообще.
Понятие «тип II» используется в альбоме 1955 года, чтобы отличать мягкие вагоны производства ГДР от мягких «егоровцев» модели 3 сб (тип I) и мягких вагонов ВНР (тип III).
Тип МА — это сокращение от «мягкий завода Аммендорф», принятое в «Справочнике-1968». По этой же логике гёрлицкие вагоны называлисть бы МГ, но в Справочнике этот индекс уже занят «недоРИЦами» габарита 01-Т.
Технические характеристики
Согласно найденному Иваном Андреевым Справочнику-1968, вагон выпускался в одной модификации с 1950 по 1954 год. В рукописных таблицах 1980 года указывается диапазон 1951–1954. С ними «согласны» и книги для проводников, где говорится, что «на базе жёстких вагонов купейного типа с 1951 года начали строиться мягкие цельнометаллические вагоны с четырёхместными купе и первые образцы мягких вагонов с двухместными купе». Предположительно, в 1950 году был построен прототип серии, а серийное производство развернулось именно в 1951 году, что дало основание считать немецкие восьмикупейные вагоны «типом II» (ленинградская модель 3 сб вышла в 1950 году и стала «типом I», а венгерские восьмикупейники пошли в производство уже в 1952-м).
Все вагоны имеют гофрировку 0-2-2 (если считать сверху) или 2-2-0 (при счёте снизу). Все окна — с подъёмными форточками (теоретически могут быть ранние вагоны с глухим окном в котельной, однако имеющиеся изображения этого пока не подтверждают). У всех вагонов — генератор типа 23/07 с плоскоременным приводом, освещение лампами накаливания и автономное водяное отопление. В отличие от венгерских восьмикупейных вагонов, у «немцев», если верить Справочнику-1968, нет ни устройств охлаждения питьевой воды, ни горячего водоснабжения санузлов.
У всех обсуждаемых вагонов есть приточно-вытяжная вентиляция. Воздухозаборники расположены на торцевой стенке снаружи рабочего тамбура. Мягкие «немцы» — единственные из восьмикупейных вагонов 1950-х, где используются крышевые дефлекторы типа «кукук», что однозначно является общей чертой для вагонов производства «Гёрлица» конца 1940-х — начала 1950-х (возможно, это в равной степени относится и к тогдашним «Аммендорфам», но проверить это пока невозможно из-за отсутствия достоверных снимков «Аммендорфов» ранее 1952–1953 годов).
На всех доступных фотографиях наружных угольных ящиков только два: на стенке «котлового» торца. В нашем сообществе это считается признаком именно гёрлицких вагонов. Однако другой характерный признак — полуоткрытые ступеньки — у немецких восьмикупейников присутствует не всегда. Есть фотографии вагонов с закрытыми ступеньками, причём одна из них якобы принадлежит вагону 1951 года выпуска.
Завершаем обзорное сообщение схемой, которую сделал Vslav, и страницами из альбомов 1955 и 1963 годов.
Альбомы не точны в одном аспекте: по рисункам можно подумать, что расположение окон на котловой стороне «немцев» такое же, как и у 32-местного «венгра». Это не так: у «Дьёра» окна расставлены почти равномерно, и узкое окно в косом коридоре лишь немного сдвинуто левее, ближе к окну котельной. У «немцев» же наоборот, окно в косом коридоре сдвинуто сильно правее, ближе к первому широкому окну. Поэтому чертежи из альбомов-1955/1963 пусть немасштабно, но отражают расположение окон у немецкого вагона, однако, совершенно не верны для венгерского.
Мягкий купейный вагон, тип II/МА (предположительно, модель 47 D/w)
Заводское обозначение вагонов неизвестно. Производитель — VEB Waggonbau Ammendorf и/или VEB Waggonbau Görlitz (Германская Демократическая Республика). До недавнего времени предполагалось (о причинах — ниже), что все немецкие 32-местные купейники выпустил «Гёрлиц», однако, в «Справочнике по индексации пассажирских цельнометаллических вагонов дорог СССР широкой колеи» 1968 года указаны только мягкие вагоны производства «Аммендорфа», а гёрлицких нет вообще.
Понятие «тип II» используется в альбоме 1955 года, чтобы отличать мягкие вагоны производства ГДР от мягких «егоровцев» модели 3 сб (тип I) и мягких вагонов ВНР (тип III).
Тип МА — это сокращение от «мягкий завода Аммендорф», принятое в «Справочнике-1968». По этой же логике гёрлицкие вагоны называлисть бы МГ, но в Справочнике этот индекс уже занят «недоРИЦами» габарита 01-Т.
Технические характеристики
- Масса таpы вагона, т 58
Количество спальных мест, ед. 32 (8 широких купе)
Конструкционная скорость, км/ч 120 (тележки типа ЦМВ)
Длина вагона наружная, мм 23600
Длина вагона по осям автосцепки, мм 24540
Согласно найденному Иваном Андреевым Справочнику-1968, вагон выпускался в одной модификации с 1950 по 1954 год. В рукописных таблицах 1980 года указывается диапазон 1951–1954. С ними «согласны» и книги для проводников, где говорится, что «на базе жёстких вагонов купейного типа с 1951 года начали строиться мягкие цельнометаллические вагоны с четырёхместными купе и первые образцы мягких вагонов с двухместными купе». Предположительно, в 1950 году был построен прототип серии, а серийное производство развернулось именно в 1951 году, что дало основание считать немецкие восьмикупейные вагоны «типом II» (ленинградская модель 3 сб вышла в 1950 году и стала «типом I», а венгерские восьмикупейники пошли в производство уже в 1952-м).
Все вагоны имеют гофрировку 0-2-2 (если считать сверху) или 2-2-0 (при счёте снизу). Все окна — с подъёмными форточками (теоретически могут быть ранние вагоны с глухим окном в котельной, однако имеющиеся изображения этого пока не подтверждают). У всех вагонов — генератор типа 23/07 с плоскоременным приводом, освещение лампами накаливания и автономное водяное отопление. В отличие от венгерских восьмикупейных вагонов, у «немцев», если верить Справочнику-1968, нет ни устройств охлаждения питьевой воды, ни горячего водоснабжения санузлов.
У всех обсуждаемых вагонов есть приточно-вытяжная вентиляция. Воздухозаборники расположены на торцевой стенке снаружи рабочего тамбура. Мягкие «немцы» — единственные из восьмикупейных вагонов 1950-х, где используются крышевые дефлекторы типа «кукук», что однозначно является общей чертой для вагонов производства «Гёрлица» конца 1940-х — начала 1950-х (возможно, это в равной степени относится и к тогдашним «Аммендорфам», но проверить это пока невозможно из-за отсутствия достоверных снимков «Аммендорфов» ранее 1952–1953 годов).
На всех доступных фотографиях наружных угольных ящиков только два: на стенке «котлового» торца. В нашем сообществе это считается признаком именно гёрлицких вагонов. Однако другой характерный признак — полуоткрытые ступеньки — у немецких восьмикупейников присутствует не всегда. Есть фотографии вагонов с закрытыми ступеньками, причём одна из них якобы принадлежит вагону 1951 года выпуска.
Завершаем обзорное сообщение схемой, которую сделал Vslav, и страницами из альбомов 1955 и 1963 годов.
Альбомы не точны в одном аспекте: по рисункам можно подумать, что расположение окон на котловой стороне «немцев» такое же, как и у 32-местного «венгра». Это не так: у «Дьёра» окна расставлены почти равномерно, и узкое окно в косом коридоре лишь немного сдвинуто левее, ближе к окну котельной. У «немцев» же наоборот, окно в косом коридоре сдвинуто сильно правее, ближе к первому широкому окну. Поэтому чертежи из альбомов-1955/1963 пусть немасштабно, но отражают расположение окон у немецкого вагона, однако, совершенно не верны для венгерского.
Последний раз редактировалось Wowan Сб фев 11, 2017 6:17 am, всего редактировалось 3 раза.
-
- Сообщения: 1347
- Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
- Откуда: трасса М1, Минск — Москва
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)
Забавно, что самые ранние изображения искомой модели относится как раз к поздней модификации, с закрытыми ступеньками. Это фотографии вагона ОК 1202 из состава «Красной стрелы» 1954 года. Принято считать, что именно в этом году деревянные вагоны «Стрелы» были заменены цельнометаллическими, следовательно, вагон выпущен совсем недавно.
-
- Сообщения: 1347
- Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
- Откуда: трасса М1, Минск — Москва
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)
Вышедший 21 июня 1954 года кинофильм «Аттестат зрелости» показывает мягкий немецкий купейник мельком. Однако достаточно, чтобы разглядеть отсутствие угольных ящиков на «некотловом» торце.
-
- Сообщения: 1347
- Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
- Откуда: трасса М1, Минск — Москва
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)
В музыкальной комедии «Мы с вами где-то встречались» (премьера — 17 августа 1954 года) частично видны два мягких «немца». У обоих вагонов — полуоткрытые ступеньки и бесчелюстные тележки типа ЦМВ на подшипниках скольжения. В каком году такие тележки перестали подкатывать под импортные вагоны, неизвестно, но в книге И. Ф. Скибы «Вагоны» сказано (стр. 97), что сами по себе тележки ЦМВ с роликовыми подшипниками начали выпускаться в 1951 году.
-
- Сообщения: 1347
- Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
- Откуда: трасса М1, Минск — Москва
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)
В фильме «Урок жизни» (премьера — 26 сентября 1955 года) можно увидеть ещё чуть больше.
Видны надписи «Мест 32» и «Мягкий» на боковине, плоский торец вагона № КЛН 504 (Калининская железная дорога) без угольных ящиков и полуоткрытые ступеньки, вероятно, устанавливавшиеся до 1952–1953 годов. В фильме есть и снятые с крыши кадры, однако, лично я не могу уверенно утверждать, что крыша принадлежит именно мягкому, а не жёсткому купейнику.
Видны надписи «Мест 32» и «Мягкий» на боковине, плоский торец вагона № КЛН 504 (Калининская железная дорога) без угольных ящиков и полуоткрытые ступеньки, вероятно, устанавливавшиеся до 1952–1953 годов. В фильме есть и снятые с крыши кадры, однако, лично я не могу уверенно утверждать, что крыша принадлежит именно мягкому, а не жёсткому купейнику.
-
- Сообщения: 1347
- Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
- Откуда: трасса М1, Минск — Москва
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)
Единственный скриншот из фильма «В добрый час» (вышел 11 февраля 1956 года).
Тележки уже на роликовых подшипниках, но ступеньки ещё полуоткрытые. Вероятно, вагон выпущен на рубеже 1952–1953 годов.
Тележки уже на роликовых подшипниках, но ступеньки ещё полуоткрытые. Вероятно, вагон выпущен на рубеже 1952–1953 годов.
-
- Сообщения: 1347
- Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
- Откуда: трасса М1, Минск — Москва
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)
Фильм «Полюшко, поле» вышел 15 марта 1957 года.
Скрины, пожалуй, ничего нового в наше представление о модели не вносят, но видна приписка вагона: М-Кр (Московско-Курская?) № 1083.
И следом один скрин из фильма «Высота» (29 апреля 1957 года).
Скрины, пожалуй, ничего нового в наше представление о модели не вносят, но видна приписка вагона: М-Кр (Московско-Курская?) № 1083.
И следом один скрин из фильма «Высота» (29 апреля 1957 года).
-
- Сообщения: 1347
- Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
- Откуда: трасса М1, Минск — Москва
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)
А теперь — фотографии разных лет.
Вагон СВПС 151 в Бресте. 1957 год (фотография из той же серии, что и снимки с ВСХВ 1957 года). Автор неизвестен. Фото предоставил Павел Дунаев.
Снимок без указания даты и места из группы «ВКонтакте». Вагон на подшипниках скольжения и с полуоткрытыми ступеньками.
Черусти, 2000 год. Автор: Меланж.
Вагон СВПС 151 в Бресте. 1957 год (фотография из той же серии, что и снимки с ВСХВ 1957 года). Автор неизвестен. Фото предоставил Павел Дунаев.
Снимок без указания даты и места из группы «ВКонтакте». Вагон на подшипниках скольжения и с полуоткрытыми ступеньками.
Черусти, 2000 год. Автор: Меланж.
- Вложения
Последний раз редактировалось Wowan Вт апр 05, 2016 5:15 pm, всего редактировалось 3 раза.
-
- Сообщения: 1347
- Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
- Откуда: трасса М1, Минск — Москва
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)
И напоследок — три ценнейших снимка, которые dolenc выкладывал здесь на форуме.
Вагоноремонтный завод в Улан-Удэ: И два снимка одного и того же вагона — «Аммендорфа» 1951 года постройки. К сожалению, нет фотографии таблички, а ступеньки не видны.
Вагоноремонтный завод в Улан-Удэ: И два снимка одного и того же вагона — «Аммендорфа» 1951 года постройки. К сожалению, нет фотографии таблички, а ступеньки не видны.
Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)
Опытные образцы построены в августе 1950 года, а серийное производство с первой половины 1951 года.
Какой завод строил - пока не выяснил. Но, мое мнение, что производитель был один, так как серия этих вагонов не была массовой.
Какой завод строил - пока не выяснил. Но, мое мнение, что производитель был один, так как серия этих вагонов не была массовой.